Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
Основоположником психоанализа был венский психиатр Зигмунд Фрейд. Исходный пункт его доктрины – гипотеза о фундаментальной структуре человеческой психики. Согласно этой гипотезе психика человека трехслойна: в ней возникают – ОНО (сфера бессознательного, безотчётное влечение и движение души), Я (сознательно разумное ядро личности), СВЕРХ-Я (часть психики, содержащая правила, нормы, традиции, законы и т.д., полученные от общества и других людей). Сверх-я запрещает, сдерживает инстинкты, влечения и вообще всю энергию Оно, обуздывает бессознательную мощь Оно через Я. Бессознательное – это особый уровень человеческой психики, отличающийся от сферы сознания и оказывающего на неё мощное воздействие. Фрейд рассматривал процесс психического развития человека как биологически обусловленный механизм трансформации его сексуальной энергии, начиная с явлений детской сексуальности. Инстинктивный импульс либидо может быть или разряжен в действии, или вытеснен обратно в бессознательное, или же погашен посредством переключения энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели. Происходит, таким образом, сублимация. В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убеждённость в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормами культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии либидо. Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувств вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Юнг же в отличие от Фрейда дифференцировал четыре функции сознания – мышление, эмоции, ощущения и интуицию; а также предложил теорию психологических типов. Он различал персональное бессознательное (подавляемые чувства и мысли, состоящие из врождённых образов) и коллективное бессознательное (унаследованные чувства и мысли). Вслед за Фрейдом Юнг рассмотрел культуру, придавая важнейшее значение психологическим процессам. Согласно Юнгу, бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего я, который связывает сознание со сферой инстинктивной жизни. Когда оно вступает в область сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное, непонятное и пугающее. В отличие от сознания в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим, переживая бессознательное как мир символов из древнейших и грядущих времён. Сама история человека коренится в бессознательном, хотя и не все способны понять это. Люди часто живут в тех или иных традициях, утеряв связь с их архетипической символикой (вневременные схемы, согласно которым формируются образы; мысли и чувства живших и живущих людей и т.д.). Это, по мнению Юнга, порождает кризис культуры – кризис отношения сознательного к бессознательному, силы которого всегда активны, обладают особой энергией; позволяющей им само интерпретироваться, вмешиваться в ситуацию. Эмоционально заряженные образы могут разрушительно действовать на человека и человечество. Для Юнга жизнь народов подвластна психологическому закону: «душа народа есть лишь несколько более сложная структура, нежели душа индивида». Только гармония сознания и бессознательного устраняет опасность, создавая здоровые и духовно богатые личности. Психологические концепции Фрейда и Юнга по своей сути стали большим шагом вперёд в развитии взглядов и представлений на культуру.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.