Тема 3. Основные компоненты исследования.
Проблема как основание исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений как основания проведения исследования. Постановка научной проблемы как обнаружение существования дефицита, осознание потребности в устранении дефицита, описание проблемной ситуации на обиходном языке, формулирование проблемы в научных терминах (В.А.Ганзен, В.Д.Балин, В.Н.Дружинин, В.Н.Карпович). Актуальность как необходимость изучения поставленной проблемы, обоснование выбора данной области науки, объекта и предмета исследования. Объект исследования как природа реальности, которая изучается, и предмет – сторона, свойство, уровень организации объекта изучения. Взаимосвязь проблемы, объекта и предмета исследования. Цель и задачи исследования. Определение задач – выбор путей и средств достижения цели и проверки гипотезы. Гипотеза как предполагаемый способ решения проблемы. Гипотеза как обобщение или утверждения, которая позволяет по-новому рассуждать о предмете, и инструмент построения логических выводов относительно изучаемой предметной области. Виды гипотез: описательная, объяснительная, прогнозная, гипотеза-основание, гипотеза-следствие. Основания распространения результатов исследования на класс объектов изучения. Выборка исследования. Соответствие выборки проблеме исследования. Способы и требования к ее формированию.
Литература
Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. - СПб., 1991.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.
Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. - Милан – Новосибирск, 1997. – 57 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен