Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
Многие учёные считают, что среди явлений духовной культуры наиболее древним образованием является мораль. Исследования этнологов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только созданий орудий труда, но и выработки определённых норм взаимоотношений и некоторых запретов, которые диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись одновременно и орудиями убийства, одним из первых запретов – табу – был запрет на убийство соплеменника. Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулирующих жизнь человека и общества. Кроме запретов складываются нормы взаимоотношений между людьми, которые проявляются в обычаях, превращаясь в традиции. С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законным путём. Другая часть сохранилась в морали: нормах и правилах поведения в обществе. Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных внешних и внутренних обстоятельств: трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, форм организации общества, господствующей религии и других. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми, постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы, как неотъемлемые составляющие самую суть общественной жизни. Моральные нормы – требования должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (повеления, приказы, законы), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Нормы морали поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом и его определённого слоя и самим человеком. Мораль имеет характерные черты. Во-первых, выработанные ходом истории развития представления о добре и зле, совести, справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками. Во-вторых, нравственность – реальные поступки людей, которые могут совпадать с представлениями о добре и эле, или же отличаться от них. В-третьих, этикет – это манеры поведения людей. Все стороны морали реализуются в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. Моральные отношения никогда не были неизменными. Они возникали по мере необходимости и на протяжении тысячелетий пополнялись. Меняется образ жизни – меняются и представления о моральных нормах и способах их реализации. Система морали, как система духовной культуры, очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают. Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и способы имитировать желательные для общества или только одного сословия формы отношений. Человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, например, известное с древности, золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Таким образом мораль включает в себя основные принципы существования человека в обществе, нормы и правила, в которых эти принципы осуществляются. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере поведения, в этике. В морали вырабатывается множество различных кодексов, вбирающих в себя и внутри моральные установки, и формы их реализации. Научные же теории рефлектируют над внешними сторонами морали и внутренними её установками, разрабатывая этические учения, тоже входящие в систему культуры. Мораль не существует в обществе сама по себе – она взаимосвязана с другими культурными феноменами, являясь все проникающей формой духовной культуры, поскольку без неё невозможна никакая деятельность человека и общества. Без неё эта деятельность станет само разрушительной. Особенно глубоко мораль связана с искусством и религией, столь же древними видами культуры.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.