logo search
Лекции Культурологии

4. Стиль модерна

МОДЕРНИЗМ — в широком смысле — совокупность эстетических школ, характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями и отражающих особенности времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, бунт против рационалистического искусства, мистицизм, растущая роль абстрактного мышления, стремление к новаторству любой ценой [Л.Д. Столяренко].

МОДЕРН (от фр. moderne — современный, ар нуво, югендстиль)— в узком смысле — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий. Центры модернизма: Франция, Германия, Италия, Россия [А.И. Кравченко].

Особенности модернизма [А.И. Кравченко]:

  1. Кризисный характер: возникает, когда в философию приходит осознание кризиса культуры как переломного момента в развитии человечества. Поэтому – отсутствие единого стабильного начала.

  2. Теоретичность и постоянное обращение к философским основам: философии жизни, неокантианства, феноменологии, интуитивизма, фрейдизма.

  3. Поиск новых изобразительных форм и создание нового творческого метода. Искусство отказывается подражать природе и изображать видимую действительность, желая, подобно науке, проникнуть в скрытое, невидимое.

  4. Элитарный характер, сочетающийся с желанием переделать общество и с желанием массовости. Но при этом модернизм не признает и постоянно пересматривает границы между «нормальным» и «ненормальным».

В каждой стране возникало свое наименование стиля: в Англии — «Модерн стайл» (новый стиль), в США — «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции — «Ар Нуво», в Германии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «стиль Сецессион», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — «модернизм» [А.И. Кравченко].

Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил в Париже на всемирной выставке в 1900 г. После 1910 г. значение модерна стало угасать.

Архитектура. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление создать одновременно и эстетически красивое, и функциональное здание. Как внешний вид здания, так и внутренний интерьер тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, - художественно обрабатывались. Эйфелева башня. Архитекторы: Йозеф Мария Ольбрих — Австрия; Виктор Орта — Бельгия; Петер Беренс — Германия; Антони Гауди — Испания; Россия (архитекторы и художники): Белогруд Андрей Евгеньевич, Васнецов Виктор Михайлович, М. А. Врубель, Гиршович Борис Ионович, Липский Владимир Александрович и др.

Скульпторы: Франтишек Билек (Чехия); Роден Огюст (Франция); Ж. Минне (Бельгия).

Литература. В начале XX в. стиль модерн сосуществовал наряду с реалистическими и романтическими произведениями. В стиле модерн были созданы такие произведения, как 14-т. «В поисках утраченного времени» М. Пруста и роман «Улисс» Д. Джойса.

Выводы

Ренессанс, зародившись в Италии, распространился на все западноевропейские страны. Гуманизм — основополагающая доктрина эпохи Возрождения. Северное Возрождение тесно связано с эпохой Реформации в Европе. Научные открытия эпохи Просвещения составили огромный комплекс знаний, способствующих изменению мировоззрения. XVI в. называют Возрождением, XVII в. – Реформацией, XVIII в. – Просвещением, XIX в. – Прогрессом, XX в. – Кризисом.