logo search
Ораторское искусство / ОраторскоеИскусство

5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога

Монолог есть однонаправленность речи. Вот почему правильное владение, умение пользоваться монологом интересовали ученых еще в античности. Монолог — прерогатива оратора, так как в основе своей оратор говорит свою речь, направленную слушателям, не ожи­дая ответной. Основной принцип ораторства — убеждение. Чем лучше ты владеешь моноло­гом, тем лучше ты можешь убеждать — к этому выводу в своей книге «Риторика» пришел вели­кий ритор, философ Аристотель. Исключитель­ная ценность риторики Аристотеля состоит втом, что она ориентирована на слушателя. Применение ее принципов, осведомленность в этих принципах делает человека вооруженным против всех и всяких видов речевого насилия.

Первая категория — образ оратора и вид речи. В этой категории соединяются общесоциальные условия, предложенные оратору, и его оптималь­ный ответ на эти условия, т.е. в них соединены этос и логос. При этом Аристотелем отмечается необ­ходимость милосердия, справедливости. Имен­но это лежит в основе удачного ораторского выс­тупления, а следовательно, и в основе правильно поставленного монолога.

Вторая категория — пафос оратора в дан­ной речи, или образ речи в ее замысле и рече­вая эмоция. Это действия оратора в предложен­ных ему обществом рамках. Рамки этоса и логоса уже поняты и усвоены оратором, теперь начинается его, оратора, конкретное воздей­ствие на аудиторию. Он формирует на основа­нии своего пафоса такой образ речевого воз­действия, который погрузит аудиторию в рече­вые эмоции. Аудитория начинает жить этой эмо­цией независимо от действительной эмоции. В этих двух категориях нет логоса, в ней есть па­фос и этос.

Третьей категорией является сочетание доказательств и композиционно-стилистичес­кого склада речи. Ответственность за доказа­тельства и стиль целиком реализует пафос ора­тора, композиция и стиль — это словесный ряд, то и другое (идейно- и формально-словесная выраженность чувства и мысли) доступно пони­манию аудитории. Эта общее между аудиторией и оратором, т.е. логос.

Таким образом, первая категория — этос иелогос; вторая категория — пафос и этос; тре­тья категория — пафос и логос.

Правильное сочетание трех основных ритори­ческих понятий формирует выдержанный монолог, а следовательно, и успешное выступление орато­ра. По Аристотелю, содержание выступления, а следовательно, и монолога, должно быть адекват­ным, т.е. иметь в себе правильность подобранных фактов, понятную для аудитории стилистическую оформленность. Горгий отмечает и этические требования, применимые к оратору.

Несомненно, «Риторика» Аристотеля — осно­вополагающий материал, который позволил исследователям совершенствовать риторичес­кое искусство, искусство публичного выступле­ния. В наши дни успешность публичного выступ­ления приобрела особую актуальность.