5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
Монолог есть однонаправленность речи. Вот почему правильное владение, умение пользоваться монологом интересовали ученых еще в античности. Монолог — прерогатива оратора, так как в основе своей оратор говорит свою речь, направленную слушателям, не ожидая ответной. Основной принцип ораторства — убеждение. Чем лучше ты владеешь монологом, тем лучше ты можешь убеждать — к этому выводу в своей книге «Риторика» пришел великий ритор, философ Аристотель. Исключительная ценность риторики Аристотеля состоит втом, что она ориентирована на слушателя. Применение ее принципов, осведомленность в этих принципах делает человека вооруженным против всех и всяких видов речевого насилия.
Первая категория — образ оратора и вид речи. В этой категории соединяются общесоциальные условия, предложенные оратору, и его оптимальный ответ на эти условия, т.е. в них соединены этос и логос. При этом Аристотелем отмечается необходимость милосердия, справедливости. Именно это лежит в основе удачного ораторского выступления, а следовательно, и в основе правильно поставленного монолога.
Вторая категория — пафос оратора в данной речи, или образ речи в ее замысле и речевая эмоция. Это действия оратора в предложенных ему обществом рамках. Рамки этоса и логоса уже поняты и усвоены оратором, теперь начинается его, оратора, конкретное воздействие на аудиторию. Он формирует на основании своего пафоса такой образ речевого воздействия, который погрузит аудиторию в речевые эмоции. Аудитория начинает жить этой эмоцией независимо от действительной эмоции. В этих двух категориях нет логоса, в ней есть пафос и этос.
Третьей категорией является сочетание доказательств и композиционно-стилистического склада речи. Ответственность за доказательства и стиль целиком реализует пафос оратора, композиция и стиль — это словесный ряд, то и другое (идейно- и формально-словесная выраженность чувства и мысли) доступно пониманию аудитории. Эта общее между аудиторией и оратором, т.е. логос.
Таким образом, первая категория — этос иелогос; вторая категория — пафос и этос; третья категория — пафос и логос.
Правильное сочетание трех основных риторических понятий формирует выдержанный монолог, а следовательно, и успешное выступление оратора. По Аристотелю, содержание выступления, а следовательно, и монолога, должно быть адекватным, т.е. иметь в себе правильность подобранных фактов, понятную для аудитории стилистическую оформленность. Горгий отмечает и этические требования, применимые к оратору.
Несомненно, «Риторика» Аристотеля — основополагающий материал, который позволил исследователям совершенствовать риторическое искусство, искусство публичного выступления. В наши дни успешность публичного выступления приобрела особую актуальность.
- Виды красноречия. Типология
- Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Проповедь как ораторская речь
- Разновидности судебной речи
- 5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
- Деловая речь
- Судебные дискуссии
- 6,Структура ораторской речи. Части традиционного риторического построения.
- Открытая аудитория - в теории перевода - аудитория, отличающаяся наличием обратной связи и определенной организации.
- 8.Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории.
- Докоммуникативная фаза
- Вопрос 18 Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.
- Вопрос 19 Судебная речь и специфика юридического языка
- 29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.
- Вопрос 32 Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- 32.Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.
- Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).
- Вопрос 35 Вклад м.В. Ломоносова в развитие российской риторики. Основные положения «Краткого руководства к красноречию» м.В. Ломоносова.
- Вопрос 36 Развитие российской риторики в XIX веке. Российская университетская школа красноречия. Риторики м.М. Сперанского, и.С. Рижского, а.С. Никольского.
- Вопрос 37 История становления российского судебного красноречия. Публикации рубежа хiх – хх веков (краткий обзор).
- Вопрос 38 Значение творческого наследия а.Ф. Кони для развития русского судебного красноречия.
- Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 39 (второй вариант)Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 40. Развитие юридической риторики в трудах а.Ф. Пороховщикова.
- 42 Риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.