logo search
рыков

45. Искусство сша 20-30-х годов. Риджионализм

После "Арсенальной выставки" (1913, Нью-Йорк) в США начало развиваться модернистическое искусство - красочные урбанистические фантазии Дж. Марина, абстрактная символика А. Доува, футуризм Дж. Стеллы, дадаизм М. Рея и т.д. Попытку создать чисто американский вариант модернизма предприняли С. Дейвис и "прецизионисты" (Ч. Шилер, Ч. Демут), чьи композиции с обобщёнными формами и пятнами чистого цвета были навеяны индустриальной техникой и рекламой. В 30-х гг. в живопись США проникал сюрреализм (Дж. О'Киф), сюда переехал ряд европейских его представителей (С. Дали, И. Танги). Граничит с сюрреализмом мрачное искусство О. Пиккенса и А. Олбрайта с его полнейшим пессимизмом, культом распада всего живого. В 40-х гг. возник и быстро распространился "абстрактный экспрессионизм" (Дж. Поллок, А. Горки, В. де Кунинг, М. Ротко), наиболее влиятельный вид абстракционизма, который культивировал стихийную энергию цветовых пятен и стремился свести живопись к регистрации подсознательных импульсов или к системе знаков. В скульптуре аналогичное положение заняли металлический абстрактные конструкции, иногда подвижные, А. Колдера, Д. Смита, Р. Липполда.

Риджионализм (от лат. regionalis, англ. regional - местный, областной), 1) течение в американской живописи 1930-х гг. Представители Р., обратившись вслед за Ч. Шилером и Ч. Бёрчфилдом к специфически американской тематике, соединили в своём творчестве черты, свойственные американскому примитивизму, в некоторой мере экспрессионизму и особенно нем. "новой вещественности". Изображая типичные сцены из истории и быта США, характерные американские ландшафты, они стремились к подчёркнуто буквальному, подробно повествовательному воспроизведению реальности, придавали формам острую, подчас чрезмерную экспрессию (Т. Х. Бентон, Дж. С. Керри) или холодно-отвлечённую застылость (Г. Вуд). Консервативно националистические тенденции, апология "американского образа жизни" парадоксально сочетались в творчестве этих художников со злой иронией, направленной против обывателя, и даже с элементами социальной критики.