logo
на 4 семестр / Истори аувид искусств / темы

Тема 21. Основные тенденции развития телевидения как сми и как вида искусства

Место и роль телевидения в системе искусств. Кино и телевидение: соперничество или партнерство? Превращение ТВ в главную силу «четвертой власти». Культурологические концепции тотального телекоммуникационного общества в трудах А. Моля, К. Леви-Стросса, теория «глобальной деревни» М. Маклюэна. Идея создания планетарных электронных империй Р. Мэрдока, С. Берлускони, Т. Тернера.

Исторически сложившиеся разновидности телевидения.

Тема 22. Специфика телевидения

Специфика телевидения как вида искусства и нового вида массовой коммуникации. ТВ и кинематограф: сходства и различия двух искусств.

Основополагающие функции телевидения. Три главных способа фиксации действительности. Аудиовизуальный язык телевизионного искусства, в основе которого лежит синтез устного слова, динамичного изображения и музыки. Отличительные особенности психологии восприятия телевизионного вещания.

Тема 23. Строение сетки передач государственных и коммерческих каналов российского и зарубежного телевидения

Сравнительный анализ телевизионной сетки передач на государственных, частных акционерных, региональных, коммерческих каналах и каналах кабельного телевидения. Профильная и репертуарная политика государственных и частных каналов телевизионного вещания.

Разграничение понятий: «рубрика», «программа», «телепередача», «телевизионный цикл», определение их жанровых признаков, принципов композиционного и драматургического построения.

Тема 24. Телевизионный коммуникатор: формы деятельности, специфика, «силы давления»

Понятие «коммуникатора» в системе средств массовой информации и применительно к телевидению. Основные обязанности. Механизмы управления деятельностью коммуникатора с помощью «сил давления». Формы деятельности коммуникаторов: редакционная, журналистская, производственная.

Тема 25. Принципы построения телевизионной программы. Разновидности телевизионного вещания и классификация типов телепрограмм

Двойственность интерпретации понятия «программа» как формы отдельных произведений и как их совокупности (блока), транслируемой по данному телеканалу. Связь телепрограммы с изданиями газетно-журнального типа. Принципы построения телевизионной программы. Два возможных варианта классификации телепрограммы: студийная (наличие и отсутствие вымысла, адресная, смешанная) и технико-экономическая. Выделение трех основных типов программ в зависимости от участия студии в их создании.

Факторы, которые необходимо принимать во внимание при построении оптимальной классификации: функции, содержание, форма, адрес. Полифункциональность структуры телепрограммы, включающей информационные, аналитические, образовательные программы.

Разграничение понятий «передача» и «фильм». Репродуктивные и продуктивные программы на телевидении. Авторское телевидение.