logo
на 4 семестр / Истори аувид искусств / темы

4.2. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Процесс формирования и особенности функционирования аудиовизуальных искусств. Дифференциация и классификация видов

Эстетические и технические причины возникновения, утверждения и стремительного развития в ХХ в. аудиовизуальных искусств. Место и роль экранных искусств в современной художественной культуре. Поиски собственной специфики и разработка оригинальных языковых систем.

Тема 2. Эстетические и технические предпосылки возникновения кинематографа

Кино как эстетический феномен и техническое изобретение. Историческая предопределенность его появления на рубеже XIX–ХХ вв. Реализация давней мечты человечества о воспроизведении движущегося изображения.

Тема 3. Классификация видов кинематографа

Классификация основных видов кинематографа в зависимости от способа отражения реальности и выбора материала. Общая характеристика отличительных особенностей, видовых признаков, системы выразительных средств игрового, документального, анимационного и научного кино.

Тема 4. Выразительные средства киноискусства

Синтетическая природа киноискусства. Закономерность процесса превращения кино из механического регистратора фактов в самостоятельное искусство. Творческое освоение выразительных приемов театра, литературы, музыки, живописи, архитектуры. Разработка новаторских киноконцепций и попытка теоретического обоснования природы кинематографического образа.

Выразительные средства киноискусства. Определение их смыслового значения и функционального использования в игровом фильме.

Тема 5. Ведущие кинематографические профессии

Состав съемочной группы. Круг профессиональных обязанностей и специфика работы в кино сценариста, режиссера, оператора, художника-постановщика, звукорежиссера, композитора, продюсера.

Становление актерской профессии в кино, выработка оригинальной техники актерского исполнения в кинематографе. Главные требования к актерской игре в кино. Статусы актера в кино. Характеристика основных специализаций.

Наиболее яркие представители кинематографических профессий в истории мирового кинематографа.

Тема 6. Создание фильма как творческий процесс

Общая характеристика основных этапов работы над игровым фильмом. Подготовительный (режиссерский) период создания фильма. Работа над литературным сценарием. Типы сценариев. Композиционное строение сценария. Разграничение понятий сюжета, фабулы, коллизии, перипетии.

Создание режиссерского сценария. Традиционная схема построения и требования, предъявляемые к режиссерскому сценарию. Выбор натуры, фото- и кинопробы, подбор актеров, подготовка эскизов, костюмов, актерского грима, разработка мизансцен.

Съемочный период. Понятия комбинированного кадра, двойной и мультиэкспозиции. Освещение и цвет в кино. Монтажно-тонировочный период, особенности речевого и шумового озвучания, записи музыки, специфические особенности процесса перезаписи.