logo
бр

Виды самостоятельной работы студентов

В период обучения в вузе студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

I. Самостоятельные работы репродуктивного типа, в которых студенты оперируют уже имеющимися знаниями. К этому типу относятся следующие виды самостоятельной работы:

а) воспроизводящие – задания на актуализацию ранее усвоенных знаний (выборочное чтение, повторение, комментирование и т.д.). Этот вид самостоятельной работы выполняет важную функцию «предупреждение забывания» (К.Д. Ушинский), подготавливает студентов к усвоению нового материала и способствует включению его в систему ранее усвоенных знаний;

б) тренировочные, в которых предусматривается не столько простое воспроизведение изученного, сколько применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, придумывание самостоятельных примеров и др.;

в) проверочные, отличающиеся широкой вариативностью, органически включаемых в процесс овладение новыми знаниями их использования. В этих целях используются разнообразные технические средства.

II. Самостоятельные работы познавательно – поискового (эвристического) типа, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по темам, которые лекционно не изучаются.

Самостоятельные работы этого типа включают целый ряд видов:

а) подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями становиться перед неизвестными явлениями, задачами, этот вид работы к постановке новой познавательной задачи, содействует созданию проблемной ситуации;

б) констатирующие. К ним относятся работы, включающие познания и описание новых факторов и явлений действительности (т.е. конспектирование указанной по теме литературы);

в) экспериментально – поисковые. К ним относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

г) логически – поисковые. Это разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

III. Самостоятельные работы учебно – исследовательского и научно – исследовательского характера.

На протяжении первого курса студенты получают знания о научных исследованиях и их элементах, приобретают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В лекционных курсах студентам первого курса впервые освещаются вопросы:

- объект и предмет науки,

- методы исследований,

- проведение эксперимента,

- использование современной научной аппаратуры,

- методы математический обработки результатов эксперимента, использование электрон­но - вычислительной техники,

- методы определения эффективности научной работы,

- система внедрения результатов научных исследований в практику.

- информационная патентно - лицензионная работа и т.д.

Все это служит фундаментом для организации и развертывания учебно- исследовательской и научно- исследовательской самостоятельной работы студентов.

Основными видами учебно- исследовательской работы первокурсников являются.

- реферирование отдельных тем изучаемых курсов,

- перевод с английского - языка мировой науки - научных статей по проблемам изу­чаемых дисциплин,

- составление библиографии по отдельным темам,

- изготовление по заданиям преподавателей схем, плакатов, диаграмм,

- разработка дидактических материалов для кабинетов,

- участие в подготовке лекционного демонстрирования,

- конструирование приборов,

- разработка проектов оборудования,

- выполнение заданий с элементами творческого поиска,

- составление программ для ЭВМ и другие.

Также студенты привлекаются к научно- исследовательской творческой работе (НИРС), ее виды:

- индивидуальная работа на кафедрах,

- работа в студенческих научных кружках,

- участие в выполнении договоров о творческом содружестве с предприятиями и учреждениями,

- подготовка научных докладов,

- участие в конкурсе научных работ студентов,

- выступление с научным сообщением на студенческой научной конференции и другие.

В ходе выполнения исследовательских, творческих работ проявляется самый высокий уро­вень самостоятельности и познавательной активности первокурсника. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются:

  1. понимание цели работы,

  2. выдвижение и обоснование гипотезы,

  3. определение методов исследования,

  4. проведение работы по проверке гипотезы,

  5. внесение корректив.

  6. выводы по проблеме,

  7. постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе),

  8. изменение способа решения