logo
бр

3. Справочно-библиографический аппарат библиотеки

СБА – совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для поиска информации, пропаганды произведений печати. Он является необходимой основой всей библиографической деятельности библиотеки. Одно из важнейших требований к СБА: полное отражение и многоаспектное раскрытие содержания библиотечного фонда.

В СБА входят следующие основные части:

Фонд справочных и библиографических изданий включает:

Принцип построения алфавитного каталога

Чтобы успешно решать задачи, поставленные перед библиотекой необходимо полно раскрыть свои фонды перед читателями, информировать их о собраниях книг, журналов, газет и др. Есть ли в библиотеке определенная книга, читатель может обратиться к библиотекарю. Однако такой способ информации не всегда можно признать удовлетворительным: он не гарантирует точную справку. Какой бы хорошей памятью не обладал библиотекарь, он не в состоянии запоминать все книги. Поэтому и существуют библиотечные каталоги. Каталог – слово греческое. В переводе на русский язык оно означает список.

Библиотечный каталог – перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов. По каталогам устанавливают наличие литературы по определенной теме. Каталог расширяет представление читателей о системе знаний, привлекает их внимание к более широкому кругу литературы, т.е. содействует профессиональному самообразованию. Без хорошо организованных каталогов невозможна справочно-информационная работа библиотеки. Из всего сказанного видно, что библиотечные каталоги занимают значительное место в системе обслуживания читателя и являются помощником студента в его самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе.

В теории и практике библиотечного дела определились три основных вида каталогов:

Алфавитный каталог – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. По алфавитному каталогу, если читателю известны автор и заглавие произведения, можно установить:

Ящики алфавитных каталогов снабжаются этикетками с надписями, отражающими состав ящика по форме «от - до». На каждой этикетке записываются два элемента - буквы, слоги, слова. Карточки в каталоге расставляют в строгом алфавите заголовков описания фамилий авторов и заглавий, по принципу «слово за словом» в соответствии с буквенным составом начальных слов. При этом предлог, союз в библиографическом описании приравниваются к слову.

Для того чтобы обеспечить простоту использования каталогов, все виды карточек должны быть расположены в нем по определенному принципу.

Расстановка карточек на книги одного автора.

Для того чтобы карточки на произведения одного и того же автора не оказались разъединенными в каталоге, следует стремиться к разысканию второго инициала.

Двойные и составные фамилии рассматриваются как два или более слова.

При расстановке описаний на книги китайских, корейских, вьетнамских авторов, фамилии которых состоят из нескольких частей, каждая их часть рассматривается как самостоятельное слово:

При расстановке карточек на книги одного автора порядок строгого алфавита нарушается. Описания следует в каталоге в таком порядке:

Расстановка карточек на произведения двух и трех авторов.

Основные описания произведений двух - трех авторов расставляют в каталоге под фамилией первого автора. На других авторов составляются добавочные карточки.

Расстановка описаний под коллективным автором.

Под коллективным автором понимается учреждение. На первое место выносится вместо автора данное учреждение.

Расстановка описаний под заглавием.

В основе лежит тот же признак строгого алфавита, и поэтому расстановка описаний, составленных под заглавием, производится по алфавиту первых слов, а при совпадении - последующих.

Учитывая, что читатели часто не запоминают фамилии авторов и спрашивают книгу, называя только ее заглавие, к алфавитному каталогу целесообразно иметь указатель заглавий произведений художественной литературы.

Принцип построения систематического каталога

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические карточки располагаются по отраслям знаний, в соответствии с определенной системой ББК (библиотечно-библиографической классификации).

Он выполняет информационную и педагогическую функции. Систематический каталог раскрывает содержание библиотечного фонда, предоставляя информацию о литературе по различным отраслям знания; каталог удовлетворяет запрос на литературу по отраслям знания.

К систематическому каталогу обращаются, когда составляют лекции, рефераты, курсовые работы по определенным темам. Просматривая в каталоге раздел или отрасль знания, которая его интересует, читатель может выбирать наиболее интересные.

Поиск нужного отдела непосредственно по каталогу невозможен в тех случаях, когда читатель не знает, к какой отрасли знания относится интересующая его проблема. Для облегчения поиска к систематическому каталогу составляется алфавитно-предметный указатель (АПУ), который часто называют «ключом» к каталогу.

Основная функция АПУ – облегчить читателю поиск нужного отдела каталога, в котором он найдет описания произведений печати по интересующему его вопросу. Наиболее распространена карточная форма АПУ. Карточки располагаются в алфавитном порядке. Индекс, указанный в рубрике отсылает читателя в нужный ему отдел систематического каталога.

Например, книги о картофелеуборочном комбайне можно найти в рубрике «635.21 Картофель» или же «631.303 С/х машины и орудия».

Источниками для составления словника АПУ служат указатели к таблицам классификации, заголовки разделителей систематического каталога, тематика произведений печати, представленных в нем, т.е. указатель должен включать все понятия, по которым есть литература.

Шифр - условное обозначение места произведения печати на полке.

Инвентарные номера - порядковые номера, под которыми издание при поступлении в библиотеку занесено в инвентарную книгу.

Полный индекс указывает в каких отделах систематического каталога отражена книга. На карточках систематического каталога он пишется в левом верхнем углу, на карточках алфавитного - в правом нижнем углу карточек.

Предметные рубрики связывают алфавитный каталог с предметным.

Правильное оформление каталога создает условия для пропаганды литературы.

Разделители и надписи на каталожных ящиках обеспечивают доступность каталога, быстроту и простоту разыскания нужного материала. Разделители для каталога должны быть хорошо оформлены. Надписи на них следует делать библиотечным почерком.

Формирование каталога связано с процессом систематизации. Описания на книги группируются в каталоге в соответствии с принятыми решениями, образуя в строгой логической последовательности и соподчиненности его отделы, подотделы, разделы, подразделы и более мелкие деления (пример из ББК).

В СК для облегчения работы используются разделители, отсылки, ссылки. Например:

Раздел:

  1. Черчение

Основные деления:

  1. Техническое рисование.

Ссылки:

Проекционное черчение

см. 22.151.3

Топографическое черчение

см. 26.12

Когда библиотека имеет книги не только на русском, но и на иностранных языках, языках народов СНГ, то внутри каждой из групп сначала встанут карточки на русские издания, затем книги на языках других народов СНГ, а далее - на иностранном языке. В библиотеках национальных республик карточки на литературу на языке основной национальности выносят на первое место. Для удобства пользования каталогом одна группа карточек отделяется от другой цветным разделителем.

Библиотечные картотеки

Библиографические картотеки составляют самостоятельную часть справочно-библиографического аппарата библиотеки. Картотеки служат дополнением к каталогам, раскрывая фонд библиотеки в таких аспектах, которые в каталогах не представлены.

Систематическая картотека статей дополняет систематический каталог, т.к. включает карточки на статьи материалы из периодических изданий и сборников по актуальным вопросам.

Систематическая картотека статей организуется на основе ББК. Статьи располагаются в обратной хронологии. Картотека регулярно редактируется, вводят новые разделы, очищают от устаревших материалов. Эта картотека отражает статьи за последние 2-3 года.

Картотека периодических изданий - организуется на основе ББК; карточки располагаются в алфавитном порядке, внутри - в обратной хронологии.

Тематические картотеки включают произведения печати по наиболее актуальным темам. Они включают только самую важную литературу и из периодических изданий, и книги. Карточки располагаются в алфавитном порядке тем.

Картотека заглавий художественных произведений. Картотека заглавий составляется для облегчения поиска произведений художественной литературы, описания которых в каталогах сделаны под фамилиями авторов, поскольку читатели часто помнят лишь название книги. В картотеке заглавий карточки расставляются в алфавитном порядке.

Фонд выполненных справок

Ответы на тематические запросы, поступающие от специалистов и других категорий читателей, выполняются в письменном виде и нередко представляют собой обширные тематические списки литературы. Поскольку запросы на одни и те же темы могут повторяться, целесообразно хранить копии сложных и часто повторяющихся справок в специальном фонде.

Способы организации материала:

Электронный отдел библиотеки

С целью формирования фундаментальных знаний и развития интеллектуального и духовного мира студентов в библиотеке института в 2003 году начал функционировать электронный отдел библиотеки. Это - 18 автоматизированных рабочих мест (АРМ), оснащенных современными аппаратно-программными средствами и объединенных в локальную сеть, реализующих более высокий уровень информационного обеспечения.

Внедрена многофункциональная автоматизированная библиотечная система «МАРК». Создан электронный каталог, что облегчило процесс поиска информации по определенным темам и предметным рубрикам. На сегодняшний день более 5600 названий введено в базу данных.

С помощью электронного каталога более эффективно реализуется библиографическое и информационное обслуживание пользователей. Электронный каталог представляет широкие возможности для поисковой работы, позволяет формировать различные библиографические базы данных, обеспечивающие информацией и индивидуальные запросы пользователей.

По заданию пользователя массив библиографических записей может быть упорядочен в алфавитном (авторов, заглавий, предметных рубрик) или систематическом порядке, а при необходимости - в любом ином, например, в обратнохронологическом по дате издания.

Поиск в электронном каталоге можно вести по различным сочетаниям поисковых признаков (относящихся к библиографической или тематической характеристике документа), в распоряжении пользователя имеются различные вспомогательные файлы, а информационно-поисковый язык выводится на экран дисплея автономно, в виде базы данных.

Для эффективной работы в библиотеке комплектуется фонд электронных учебников и учебных пособий.

Фонд электронных учебников составляет более 350 названий для студентов всех специальностей института.

Особенностью использования электронного учебника является возможность единовременного просмотра одного и того же экземпляра пользователями с 50 автоматизированных рабочих мест института, составляющих единую локальную сеть. Это позитивно влияет на увеличение количества обеспеченности учебно-методической литературы.

Локальная сеть дает возможность подключаться к электронным базам данных и ресурсам библиотеки АГИМС.

Электронная библиотека подключена к Интернету, связь осуществляется через выделенный канал. Для студентов открывается возможность, не прибегая к традиционным носителям информации, получить необходимые им данные независимо от времени и места её нахождения.

Компьютеризация библиотечных процессов, создание электронного каталога, появление сетевых технологий и использование INTERNET-ресурсов – яркий пример применения компьютеров в повседневной жизни библиотеки, возможность грамотного поиска информации, пример ее эффективного хранения и распределения. Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить эффективность подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.

Информационные технологии позволяют повысить качество образования во многом за счет того, что изучение сухих текстов и статистических иллюстраций заменяется исследованием компьютерных моделей реальных процессов, объектов и систем, тем самым снижается потребность в дорогостоящем оборудовании, повышается наглядность и осознаваемость изучаемого материала.