logo
бр

Режим – основное условие эффективности умственной деятельности студента

Учиться прилежно еще не значит учиться хорошо. Эффективность умственной деятельности студента определяется теми условиями, в которых она протекает.

Наличие режима – первое основное условие эффективности умственной деятельности.

Режим включения в себя:

- рациональное использование времени для своего развития,

- чередование труда и отдыха, учебной и внеучебной работы,

- соблюдение правил гигиены,

- заботу о здоровье.

Общие требования к режиму:

- режим дня должен отражать режим физиологических процессов, происходящих в организме, и характеризоваться прежде всего четкой ритмичностью, повторяемостью;

- режим должен касаться всего образа жизни студента, а не только регулировать его умственную деятельность;

- основная задача режима – поддерживание высокого уровня работоспособности студента, борьба с утомлением, недопущение перегрузок;

- режим должен видоизменяться в крайних случаях: болезнь, окончание учебы, экзаменационная сессия, но и в этих случаях нужен новый режим.

При составлении режима дня, при определении времени для самообразовательной и самостоятельной работы крайне важно учитывать период устойчивых колебаний работоспособности. В течение дня она меняется несколько раз:

Утренний пояс времени – наиболее плодотворный период (с 8 до 13 часов). Максимум работоспособности и высокой продуктивности коры больших полушарий падает на время с 8 до 11 часов 30 минут, затем показатели снижаются.

К 16 часам работоспособность вновь поднимается и держится 2-3 часа. Затем в вечерние часы опять падает.

Третий пик работоспособности (хотя и сравнительно низкий – 50-60 % от утренних часов) падает на период с 20 до 22 часов (данные М.В. Антроповой).

При составлении режима должны учитываться, безусловно, и индивидуальные способности организма. Соблюдение режима, выполнение плана обеспечат наиболее высокую производительность труда.

Приложение 2