logo search
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.

Длительный этюд выполняется в течение нескольких сеансов продолжительностью не менее двух-четырех часов каждый. В связи с этим становится важным, чтобы методика выполнения таких этюдов обеспечивала высокое качество живописи, а также заинтересованное отношение учащихся к задачам этюда на всем протяжении выполнения задания, рациональное и продуктивное использование времени каждого сеанса.

Задача длительного этюда — глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, конструктивного строения, колористических особенностей, освещения и т. д. Живописец, внимательно исследуя натуру, ведет последовательный поиск линий, тона, цвета, которые наиболее полно отражают ее характерные живописно-пластические качества. Здесь, в отличие от быстрых этюдов, идет углубленная активная переработка впечатлений от натуры, поиск наиболее выразительных средств их воплощения.

В длительном этюде создается возможность строгого отбора и точного выражения наиболее характерных качеств натуры, каждой детали: композиция выверена и ясно воспринимается; форма, пластика предметов обдумана; сочетания цветов найдены и обобщены; отобраны наиболее выразительные средства и приемы исполнения. Таким образом, полнота наблюдений и углубленное изучение натуры,продолжительное время, затрачиваемое на выполнение работы, позволяют художнику обеспечить более высокий уровень художественного совершенства произведения. Работу над длительным этюдом можно разделить на два этапа — подготовительный и исполнение.

Первый этап может включать следующие виды деятельности педагога и учащихся: рабочие установки и пояснение педагогом учебной цели задания; визуальное изучение и анализ натуры учащимися; поиск композиционного решения — определение места (точки зрения), с которого будет выполняться этюд, создание набросков, эскизов в графическом и цветовом выражении для уяснения компоновки, формата и размера этюда, его цветового решения, выполнение различных кратковременных зарисовок, этюдов-эскизов в целях углубленного изучения отдельных наиболее важных и сложных сторон натуры. К подготовительному этапу можно отнести и выполнение рисунка под живопись, который делается на отдельном листе бумаги.

Перечисленные виды работы в зависимости от поставленных задач и времени, отводимого на этюд, могут варьироваться. Важно, чтобы подготовительный этап не игнорировался и не делался на скорую руку. На этом этапе получают активное развитие творческие способности и дарования учащихся, воспитывается профессиональное видение натуры, композиционное мышление, умение последовательно вести работу над этюдом. Кроме того, предварительно уяснив и поняв живописно-пластический и эмоциональный строй натуры, учебную цель задания, учащийся более качественно и творчески решит поставленные перед ним задачи. Однако нередко аудиторные учебные задания длительного характера пишутся по «укороченной программе».

Учащийся, лишь приблизительно наметив на холсте компоновку и рисунок, начинает писать этюд. Предполагается, что поиск пластического и цветового решения формы этюда будет вестись попутно. Естественно, такой метод проб и ошибок неизбежно приводит к неточностям, а следовательно, к многочисленным исправлениям, перепискам, от чего живопись всегда качественно проигрывает. Более того, при импровизированном подходе к методике выполнения длительного этюда слабый результат работы как бы планируется заранее.