§ 2. Драматургия как система сценических возможностей
Драматургия как сценический материал представляет большие возможности в своей реализации и вопрос здесь стоит не в том, насколько драматург является искушенным в театральном производстве. Скорее, насколько драматургия выполняет свою основную функцию определенную еще Аристотелем: подражать действию действием.
С одной стороны весьма важно, что за сюжет, какая история будет положена в основу пьесы, за чем по большому счету будет наблюдать зритель, тем более это важно для пьесы впервые представляемой на сцене. С другой стороны, этот сюжет нужно не столько написать (в узком понимании этого слова), сколько изложить на языке театра, а это уже не так просто. Пьеса должна быть в первую очередь театральна, т.е. представлять собой некую систему сценических возможностей, а не быть просто литературным продуктом. Но как уже мы отмечали, драматург никогда не будет так осведомлен (искушен) в театральном производстве, как режиссер (история почти не имеет таких примеров, за исключением Шекспира, Мольера, Брехта, Де Филиппо). Да этого и не требуется. Тогда как же написать максимально театральную пьесу? Необходимо дать действие (подражать действию действием), именно оно является основой театра (вспомним: А изображает В на глазах у С). Будет действие - будет и максимальная театральная выразительность. Уйдет автор в повествовательность, в «лирику» - театр потеряет не только выразительность внешних средств, но и саму свою суть. Вопрос в этом отношении стоит не в том, насколько (или максимально) будет количественно присутствовать театральные выразительные средства, т.к. по большому счету нужен лишь коврик (место) и два актера, для того, чтобы театр начал быть.
В разборе пьесы мы идем обратным путем, чем она создавалась. Сначала изучается ее строение, а потом этот разбор совершает путь к сцене, к его сценическому воплощению. В реальности все происходит с точностью до наоборот. Драматург, создавая пьесу, волей или неволей представляет ее в сценическом пространстве и времени. Она реализуется не столько на бумаге, сколько в театральной площадке как готовый спектакль, реплики которого и записываются автором на бумаге. Таким образом, необходимо помнить, что анализируется не столько текст, речь персонажей, сколько поставленный спектакль. Но режиссер, как автор отбирает иные выразительные средства в материализации своего спектакля и он может существенно отличаться от «спектакля» драматурга. Пьеса для режиссера является всего лишь основой для спектакля. Режиссер кроме этого не только «купирует» пьесу, но и придает ей во многом, свой оригинальный смысл. Таким образом, пьеса много теряет от того, чем она была в момент создания для драматурга. В этом «прокрустовом ложе» драматургии и состоит непреходящая прелесть для режиссуры.
Так мы вплотную подходим к понятию трактовки. Именно она позволяет постоянно обращаться к пьесам прошлого и каждый раз по-новому представлять их в своей современности. Каждая современность имеет свой арсенал выразительных средств: свечи, прожектора, лазеры и т.д. Сценические возможности с каждым веком, а в ХХ веке с каждым годом, становятся все более и более разнообразными, изощренными, но в целом это никак не влияет на саму пьесу и ее постанову. Никакая техника не спасет спектакль от бездарной игры актеров, и сложно сказать, насколько «Гамлет», оснащенный технически, по «последнему слову техники», превосходит постановку XIX века. Пьеса дает театру возможность игры. Именно в этом принципе и объединяются элементы драмы, которые создают систему сценических возможностей.
Если театр рассматривается просто как отрасль литературы или только как форму рассказа, то многие этапы развития театра неизбежно будут не рассмотрены. Некоторые периоды в истории театрального искусства подчеркивали приоритет драматической литературы, другие - аспекты театрального производства. Некоторые культуры видят ценность театра в некой выдумке, другие воспринимают его как религию, зрелище, или развлечение. Но в конечном итоге драма не может рассматриваться отдельно от истории театра, само ее написание зависит от того типа театра, который существует во время ее создания.
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Драматург - пьеса - труппа - зритель
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Понятия и категории
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- Монолог.
- Реплика.
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- Строение диалога на контекстуальном уровне:
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- Изменения сделанные автором инсценировки:
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- Конфликт в психологии
- Конфликт как эстетическая категория.
- Конфликт в этике.
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- Внутренний вид конфликта.
- Внешние виды конфликта.
- § 4. Эволюция и типология конфликта Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековье
- Ренессанс
- Классицизм
- Просвещение
- Романтизм
- Реализм - Натурализм
- Символизм
- Соцреализм
- Эпический театр
- Театр абсурда (парадокса)
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- 1История 2 3 4 5
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- Трагедия
- Комедия
- Трагикомедия
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Драматургические жанры
- Театральные жанры
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Индийский театр
- Китайский театр
- Система амплуа в китайском театре:
- Японский театр
- Европейский театр нового времени
- Система амплуа
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2.
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа «Афиша»
- «Место действия»
- «Среда»
- «Время»
- «Разное»
- Список пьес использованных в анализе формальных элементов при написании данной статьи.
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- O Op
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- Решетка персонажа
- I субпротивные (субконтрарные) o
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- ААвсвBdeCbeBfghBAchijkgBClmBCehCf;
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Система анализа драматургического произведения.
- 1. Идейно - тематический анализ
- 2. Анализ действия пьесы
- 3. Формально - композиционный анализ
- 4. Текстовой анализ
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Аристотелевский план «Поэтики»
- Синхронная таблица драматургических произведений