logo
КНИГА

Трагедия

Этот жанр можно определить как разновидность драматического произведения, действие, которого развивается на основе трагедийного конфликта. Античные драматурги видели в трагедии «прообраз мира», отсюда и проистекает космогоническая и вселенская трактовка трагической судьбы. Дальнейшее развитие шло по линии развития трагического конфликта, реализовавшегося через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание для последующего очищения этих и подобных им страстей.

Классическое определение сущности трагедии дал Аристотель: «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем [производимое] речью… [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»3. Далее Аристотель определяет 6 частей присущих всякой трагедии «ответственно которым она бывает какова-нибудь»:

  • сказание

  • характеры

  • речь

  • мысль

  • зрелище

  • музыка

mythos

ethe

lexis

dianoia

opsis

melos

Первоначально, в античные времена, видов трагедии было 4.

Дальнейшее развитие драматургии добавило еще несколько. Назовем лишь некоторые:

  1. трагедия ужасов (XVI в. Италия);

  2. трагедия рока (XIX в. Германия);

  3. трагедия домашняя (буржуазная) (XVIII в. Франция);

  4. трагедия политическая (Бюхнер, Корнель и др.);

Существенным изменением в структуре трагедии явилось упразднение хора, что вовсе не избавило ее от одного из главных признаков - «эффекта публичности». По этому поводу Аникст писал, что «жизнь Шекспировских героев все время на виду -… за редким исключением важнейшие, поворотные моменты в действии и судьбах героев происходят не келейно, а на людях публично»1. Сюжет трагедии оформляется таким образом, что у зрителя создается установка эмоционального предчувствия трагической развязки. Но цель трагедии не в том, чтобы подчеркнуть трагичность, но чтобы преодолеть трагизм. «Каждая трагедия - писал А. Мюллер - есть изображение какого-нибудь возвышенного предмета, действия лиц, события, которое описанным здесь путем их снова пробуждает, возвышает и придает им вечность, возвышенность до небес»2. Трагический герой, по мнению Мюллера, преодолевает смерть.

Опираясь на Аристотеля, П. Пави дал, на наш взгляд, очень точное выражение типично трагической последовательности в минимальной формуле: «mythos есть mimesis praxis’a через pathos вплоть до anagnoris’a. Короче говоря, трагическая история подражает человеческим поступкам, совершенным под знаком страдания персонажей и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла»3.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4