logo
КНИГА

§ 3. Элементы анализа «Афиша»

Под афишей мы понимаем не только список действующих лиц помещаемых автором в начале пьесы или в театральной программке (что дает возможность познакомиться с персонажами еще до начала пьесы), но саму систему персонажей: их соотношение, степень родства, социальное положение, общее количество, разделение на мужчин и женщин и т.д. В афише автор указывает тех персонажей, которые в достаточной степени индивидуализированы, остальные упоминаются как участвующие в действии (слуги, толпа, солдаты и т.д.). Как правило, во многих пьесах количество персонажей обусловливается тем объемом содержания, которое несет в себе фабула (интрига) и на которой строиться сюжет. Мы выбрали из мировой драматургии 64 пьесы 40 авторов (см. их список в конце главы) от Эсхила до Мрожека и проанализировали количество персонажей в этих пьесах (см. таблицу в конце статьи). В результате получилось, что в:

- Древней Греции драматурги задействовали в своих пьесах примерно 7 персонажей;

- в Испании и Италии примерно 11-16;

- 70% всех пьес мирового репертуара примерно 16 - 19, не считая массовки;

- в пьесах театра парадокса примерно 3 - 6 персонажей;

Но самые многочисленные по количеству действующих лиц пьесы принадлежат перу следующих авторов:

- Шекспир - до 30;

- Пушкин «Борис Годунов» - примерно 20, не считая массовки;

- Гоголь «Ревизор» - 25;

- Метерлинк «Синяя птица» - 55;1

Наверное, можно задать вопрос: зачем же нам так необходимо считать персонажей? Ответ прост и ясен - любое содержание требует адекватно выраженной формы, а действие, разыгрываемое на театральных подмостках, разыгрывается прежде всего, людьми (персонажами). Объем действие в первую очередь вызван и зависит от того или иного количества персонажей, т.к. они (т.е. персонажи) есть прежде всего, выразительные средства того замысла, который положен в основу пьесы.

Следующим этапом в анализе афиши является та последовательность, в которой автор расставил своих действующих лиц. Как правило, драматург предлагает нам в начале пьесы список персонажей, в определенной последовательности исходя из следующих соображений:

Кроме того, в афише указывается признаки, удостоверяющие персонажей: возраст, внешность, характер, особые приметы, привычки, служебное положение, профессиональную принадлежность и т.д. Например:

Рассмотрим коротко еще несколько примеров.

В заключении отметим, что не всегда авторы дают афишу в начале пьесы, Островский в некоторых своих пьесах (например «Без вины виноватые») пишет перед каждым действие тех персонажей, которые только в нем и участвуют. Так или иначе, афиша или перечень действующих лиц, это акт, решающий многое в том, «как они будут восприняты в ходе интриги, что бы они ни делали или ни говорили; часто - это первое слово драматурга»1.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4