§ 4. О сценических возможностях и законах театра
Насколько влияют сценические возможности театра определенной эпохи на работу драматурга, однозначно сказать трудно. Здесь необходимо разделить их на тех, кто писал для театра, сам не будучи участником театральных представлений (история знает много таких имен) и тех, кто сам работал в театре и знал его «изнутри» (Шекспир, Мольер, Брехт и т.д.). Эта граница трудно уловима, но весьма существенна. Для одних доминирующее значение имеет пьеса как литературный продукт, для других - как реальная возможность или запись игры. Другим важным фактором в этом вопросе является отношение драматурга к театру: как он его воспринимает, в качестве какого института?
В истории было несколько точек зрения на сущность и назначение театрального искусства. Театр использовался как расширенная модель религиозных мистерий, как средство для распространения политических идей или пропаганды, как развлечение и как форма искусства. Можно сказать, что театр существовал на трех уровнях одновременно:
как свободно организованное популярное развлечение;
как господствующая общественная деятельность;
как художественная форма;
На уровне популярного развлечения он состоит из актеров или маленьких трупп, обычно работающих вне установленных театральных канонов, исполняя что-нибудь от цирковых номеров до фарсов для массовой аудитории. Эта форма предшествует самым старым известным пьесам. Театр как господствующая общественная деятельность - это, как правило, литературная драма, исполняемая в общественных театрах: греческая трагедия, средневековые мистерии и моралите, цам и т.д. Театр как элитарная художественная форма наиболее прост и определен; он предназначен ограниченной группе зрителей со специализированными вкусами. Эта форма располагается от жанра придворной маски эпохи Ренессанса к современному авангардистскому театру.
Кроме сущности и назначения театрального представления, так же необходимо отметить и саму специфику, функции театрального представления, тип театра в котором происходит представление и еще ряд определенных элементов влияющих на пьесу в момент ее создания.
Специфика театральная.
Поиск и выделение специфики театрального исполнения, в первую очередь необходимы нам для того, чтобы отделить его от других видов искусств (хореография, живопись, архитектура и т.д.) Этот вопрос является обратной стороной вопроса о сущности театра. Основа театрального представления, заключается в том, что визуальное действие и текстовое сливаются в нерасторжимое целое, при этом они сохраняют достаточную самостоятельность и могут доминировать друг над другом в различной степени. По этому соотношению и происходит типизация театра (музыкальный, драматический, и т.д.). Другим аспектом этого вопроса является соотношение игры актера в плане физических действий его тела (жесты, позы, мимика и т.д.) и голоса.
В искусстве театра соединяются многие искусства, но они не подчинены сцене в той степени, в которой подчинена драма. Ориентированная на сценическое изображение, на действенное воспроизведение драма порождает категорию, присущую только театру и делающая его театром - это действие. Действие - сама сущность театра, оно интегрирует все элементы театрального представления в одно единое художественное целое и законченное произведение. При этом все системы театрального представления органично взаимодействуют между собой целое, не вызывая конфликта ресурсов (декорация, свет, музыка и т.д.). Наиболее элементарные (рудиментарные) действия могут зависеть от определенного места, целей исполнения и быть работой единственного актера. Большинство действий, однако, требует совместных (кооперативных) усилий многих творческих и технически обученных людей, чтобы сформировать, идеально, гармоничный спектакль.
Элементы театрального исполнения.
Исполнение имеет только два существенных и необходимых элемента: исполнитель и аудитория. Исполнение может быть пантомимическим или вербальным (использовать язык). Потребность в исполнителе не всегда может быть, например марионеточная драма или механические представления (оптический или световой театр). Спектакль может быть насыщен костюмом, сценографией, освещением, музыкой, и специальными эффектами, т.е. техническим оснащением, которое используется для того, чтобы помогать создать иллюзию различного характера: места, времени и т.д. И наконец, театральное производство, с технической сточки зрения, в любой своей форме всегда представляется живой аудитории. Именно поэтому элементы театрального представления всегда по существу визуальны, т.е. представлены непосредственно (хотя фильм, видеозапись или записанный звук может быть включен в исполнение). Они управляются определенными наборами правил (заключенных в сценарии), определяющих язык и действия исполнителей.
Термин «театр» часто применяется только к драматическим и музыкальным пьесам и не включает оперу, танец, цирк и карнавалы, пантомиму, водевиль, кукольные представления, театрализованные представления и другие формы - все те, которые имеют отдельные элементы театра в себе.
Типы Западного Театра.
Кроме эстетических, телеологических и технологических критериев (о которых мы уже писали) Западный театр может также классифицироваться в терминах экономики и подходов к производству как:
коммерческий (частный);
некоммерческий (государственный);
экспериментальным или художественный театр;
сообщество (антреприза);
академический театр;
Театр также может быть рассматриваем в терминах типа «место», в котором он осуществлен. Сцена и аудитория имели свои отличительные формы в каждой эпохе и в различных культурах. Сегодня театры имеют тенденцию быть очень гибкими и эклектичными в своем проекте, включать элементы нескольких стилей.
Исполнение спектакля по существу не требует архитектурной структуры, предназначенной под театр или даже самой необходимости в здании. В этом направлении характерны эксперименты английского режиссера Питера Брука по созданию театра в «пустом месте». Наиболее ранние формы театра существовали на улицах, открытых площадках, рыночных площадях, церквях или зданиях, не предназначенных для использования под театр. Многие современные экспериментальные театры отклоняют формальные ограничения доступных театров и ищут для своих постановок более необычные места (улица, лужайки, сараи, крыши и т.д.). Во всех этих «найденных» театрах, смысл сцены и аудитории создаются действиями исполнителей и естественными особенностями местности. Современная сцена представляет собой сложное архитектурно-техническое сооружение. Этот тип сложился в результате длительной эволюции театра от древнегреческой орхестры, средневековых подмостков (симультанных и педжент), итальянской сцены-коробки эпохи Возрождения к современной сцене. Ее отличает то, что это прежде всего здание, сооружение, предназначенное только для театральных представлений. Сама же сцена в основном портальная, снабженная разнообразной сценической техникой, а иногда - трансформирующаяся, которая может превращаться в одну из обычных театральных сцен. В истории театра, однако, большинство театров использовало один из трех типов сцены: коробка, помост и арена.
Все эти типы сцен в своем историческом развитии обуславливали появление того или иного типа драматургии. Кроме того, они сформировывали определенные приемы сценического решения материала, требовали определенных приемов в режиссуре, «своих» мизансцен и т.д. Каждый тип сцены предполагает свой оригинальный набор выразительных средств и одна и та же пьеса будет «решаться» на них по-разному. Поэтому хоть этот материал и не относиться к теории драматургии, но раз он затрагивает законы театра и вопросы сценического воплощения пьесы, то игнорировать мы его не можем.
Открытая сцена-помост Сцена- коробка. Сцена-арена Открытая сцена-арена
Сцена-помост - приподнятая платформа, стоящая перед аудиторией. Часто она помещается в один конец прямоугольного места. Эта сцена более известна как круг, окруженный с трех сторон аудиторией. Эта форма использовалась в древнегреческом театре, классическом Испанском театре, Английском театре Ренессанса, Японском и Китайском классическом театре, во многих Западных театрах ХХ столетия. Помост может поддерживаться стеной (скеной). Отодвинутый на задний план она может изображать пейзаж и скрывать уходящих со сцены актеров. В этом типе сцены не существует барьера между исполнителями и зрителями, сцена создает ощущение большой близости, как будто игра происходит посреди аудитории.
Сцена - коробка. Начиная с эпохи Ренессанса, Западный театр был во власти варианта сцены называемого просцениум (proscenium). Просцениум - стена, отделяющая сцену от аудитории, арка (дуга), которая может быть и квадратом, является неким отверстием в той стене, через которую аудитория наблюдает за действием. Занавес, который поднимается или открывается к сторонам, может висеть в этом месте. Просцениум развивается в ответ на желание замаскировать пейзаж, скрыть сценическую машинерию, создать за кулисами место для выходов и входов исполнителей. В результате он увеличивает иллюзию, устраняя все то, что не является частью сцены. Кроме того, поощряет аудиторию воображать, что они не могут видеть и продолжать перспективу того, что они наблюдают на сцене. Поскольку просцениум - архитектурный барьер, это создает ощущение расстояния или разделения между сценой и зрителями. Арка просцениума также создает сцену и поэтому часто называется зеркалом сцены или сценой со структурой картины.
Сцена - арена. Сцена в форме арены или круглый театр, является местом, полностью окруженным аудиторией. Эта форма была использована несколько раз в течении всего ХХ столетия, но ее исторические прецеденты - в значительной степени в недраматических формах типа цирка, что в целом ограничило ее популярность. Потребность обеспечения равных условий и возможностей наблюдать за действием для всех зрителей, создает определенные трудности в типе используемой сценографии и в движениях актеров, потому что в какой-то момент времени аудитория будет неизбежно рассматривать исполнителя со спины. В сцене-арене более всего трудно выдержать эффект иллюзии, так как в большинстве пьес входы и выходы не должны быть на виду аудитории, создавая элемент неожиданного появления. Этого в данном типе сцены добиться нельзя, т.к. актер всегда находиться на виду у зрителя. Тем не менее, арена, когда должным образом используется, может создавать ощущение близости, не возможной в других типах сцены и она хорошо подходит для многих недраматических форм. Кроме того, из-за различных сценических требований в сцене-арене большие закулисные области, связанные с просцениумом, могут быть устранены, таким образом позволяя более экономически использовать сценическое место. Модификацией этого типа сцены в сторону сцены-помоста является открытая сцена-арена.
Одной из оригинальных форма организации сценических представлений является «театр окружающей среды» имеющим прецеденты в средневековом театре (Адам де ла Аль), в эпоху Ренессанса (пасторали) и который широко использовался в ХХ в. авангардистским театром (например в «бедном театре» Е. Гротовского). Этот вид театра устраняет отдельную или центральную сцену в пользу окружения зрителей или разделения места с ними; место сцены и место зрителя становятся неразличимым.
Аудитория. Зритель располагается в соответствии с тем типом театра, который был рассмотрен нами выше. Он может быть:
четко разделен (креслами);
не разделен (скамьи);
структурирован (партер, амфитеатр);
иерархизирован (ложи, бельэтаж, галерка);
либо свободно располагаться (стоя, сидя) по своему усмотрению и выбору;
Расположение аудитории в ХХ столетии главным образом исходит из различных вариантов веерообразно зала, который более демократичен в своей организации. Но в конечном итоге это мало влияет на драматургию, если только автор уже при написании пьесы решает разместить тем или иным способом зрительскую аудитории по отношению к сцене (см. драматургию театра абсурда).
Сценография. Художественное оформление спектакля - проект набора определенных театральных выразительных средств. Этот проект является своего рода визуальным урегулированием окружающей средой, в которой осуществляется пьесы. Его цель состоит в том, чтобы предложить время и место и создать надлежащее им настроение или атмосферу. Общее сценографические решения можно разделить на такие основные типы как: реалистический, абстрактный и функциональный;
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Драматург - пьеса - труппа - зритель
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Понятия и категории
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- Монолог.
- Реплика.
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- Строение диалога на контекстуальном уровне:
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- Изменения сделанные автором инсценировки:
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- Конфликт в психологии
- Конфликт как эстетическая категория.
- Конфликт в этике.
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- Внутренний вид конфликта.
- Внешние виды конфликта.
- § 4. Эволюция и типология конфликта Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековье
- Ренессанс
- Классицизм
- Просвещение
- Романтизм
- Реализм - Натурализм
- Символизм
- Соцреализм
- Эпический театр
- Театр абсурда (парадокса)
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- 1История 2 3 4 5
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- Трагедия
- Комедия
- Трагикомедия
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Драматургические жанры
- Театральные жанры
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Индийский театр
- Китайский театр
- Система амплуа в китайском театре:
- Японский театр
- Европейский театр нового времени
- Система амплуа
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2.
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа «Афиша»
- «Место действия»
- «Среда»
- «Время»
- «Разное»
- Список пьес использованных в анализе формальных элементов при написании данной статьи.
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- O Op
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- Решетка персонажа
- I субпротивные (субконтрарные) o
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- ААвсвBdeCbeBfghBAchijkgBClmBCehCf;
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Система анализа драматургического произведения.
- 1. Идейно - тематический анализ
- 2. Анализ действия пьесы
- 3. Формально - композиционный анализ
- 4. Текстовой анализ
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Аристотелевский план «Поэтики»
- Синхронная таблица драматургических произведений