Содержание
Предисловие 6
Введение 8
ГЛАВА 1. 16
ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМЫ 16
ГЛАВА 2. 20
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ДРАМЕ 20
§1. Роль теории. 20
§ 2. Восточные учения о драме. 20
2.1. «Натьяшастра» 21
2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)» 24
§ 3. Западная теория драмы 26
§ 4. Различия Восточного Запада 28
ГЛАВА 3. 30
ТЕКСТ 30
§ 1. Функции драматургического текста 30
§ 2. Язык персонажей 31
§ 3. Дискурс 33
§ 4. Драматургический текст 34
§ 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика 34
§ 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок 37
§ 4.3. Текст в тексте 39
§ 5. Подтекст 40
§ 6. Контекст 41
§ 7. Нарративные инстанции 43
§ 8. Ориентация изложения 45
§ 9. Кумулятивная функция языка 48
§ 10. «Ситуация высказывания» 50
§ 11. «Болезнь языка» 51
§ 12. Анализ текста 52
ГЛАВА 4. 54
КОНФЛИКТ 54
§ 1. Драматический конфликт как категория 54
§ 2. Природа конфликта 55
§ 3. Виды конфликтов 57
§ 4. Эволюция и типология конфликта 59
ГЛАВА 5. 72
СОБЫТИЕ 72
§ 1. Неоднозначность в вопросе определения события 72
§ 2. Границы восприятия события 73
§ 3. Природа события. Событие как драматическая категория 75
ГЛАВА 6. 78
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СЮЖЕТ - ФАБУЛА 78
§ 1. К вопросу о фабуле и сюжете 78
§ 2. Сюжет 78
§ 3. Фабула 80
ГЛАВА 7. 83
КОМПОЗИЦИЯ 83
§ 1. Понятие драматургической композиции 83
§ 2. Структура композиции 85
§ 3. Части композиции 86
§ 4. Законы композиции 89
§ 5. Виды драматических композиций 89
§ 6. Диспозиция и композиция 92
ГЛАВА 8. 95
КОНСТРУКЦИЯ ДРАМЫ 95
§ 1. Внутренняя конструкция 95
§ 2. Внешняя конструкция 97
ГЛАВА 9. 99
О ЖАНРЕ 99
§ 1. К вопросу об определении жанра 99
§ 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке 100
§ 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории 103
§ 4. Характеристика основных драматургических жанров 104
§ 5. Системный подход в определении жанра 110
§ 6. Морфология жанров 111
ГЛАВА 10. 115
ФОРМА 115
§ 1. О форме и содержании 115
§ 2. Анализ формы 116
§ 3. Формы театральные 117
3.1.«Форма закрытая» 118
3.2 «Форма открытая» 119
ГЛАВА 11. 121
ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ 121
§ 1. Организация смысла в драматургическом произведении 121
§ 2. Заглавие и смысл 122
§ 3. Символ 125
§ 4. Знак 126
§ 5. Код в театре 129
§ 6. Амплуа 130
ГЛАВА 1. 139
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 139
§ 1. Определение понятий «тема» и «идея» 139
§ 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения 141
§ 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея» 142
§ 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции 143
ГЛАВА 2. 146
ГЛАВА 3. 147
ФОРМАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 147
§ 1. Форма изложения материала 147
§ 2. Анализ формального построения 150
§ 3. Элементы анализа 153
ГЛАВА 4. 163
АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ 163
§ 1. История создания 163
§ 2. Характеристика элементов модели 165
§ 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм 168
§ 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения 171
§ 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели 172
ГЛАВА 5. 174
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДРАМЫ 174
§ 1. Действенный анализ К.С. Станиславского 174
§ 2. Драматургический анализ С. Балухатого 174
§ 3. Действенный анализ пьесы А.М. Поламишева 175
§ 4. Структурный анализ 176
ГЛАВА 6. 177
СИСТЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 177
ГЛАВА 1. 181
НА ПУТИ К СЦЕНЕ 181
§ 1. Драма как литература («драматическая литература») 181
§ 2. Драматургия как система сценических возможностей 182
§ 3. Толкование (трактовка) пьесы 183
§ 4. О сценических возможностях и законах театра 184
§ 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене 188
ГЛАВА 2. 190
ИНСЦЕНИРОВКА 190
§ 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности 190
§ 2. История возникновения и развитие 191
2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии 191
2.2. МХАТ 192
2.3. Пролеткульт 195
§ 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую 197
§ 4. Этапы работы над инсценировкой 198
ГЛАВА 3. 200
ДРАМА КАК НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОЦЕСС 200
Греческий театр 200
Римский театр 201
Средневековый театр 202
Театр Ренессанса 204
Commedia dell'arte 205
Золотой век испанской драмы 205
Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации 206
Драматургия французского классицизма 207
Театр XVIII века 209
Драматургия XIX века 209
Русская драматургия 213
Драматургия ХХ века 216
БИБЛИОГРАФИЯ 221
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 223
УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 225
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 226
П Р И Л О Ж Е Н И Я 227
Таблица-схема «Поэтики» Аристотеля 229
Синхронная таблица драматургических произведений 234
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Драматург - пьеса - труппа - зритель
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Понятия и категории
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- Монолог.
- Реплика.
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- Строение диалога на контекстуальном уровне:
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- Изменения сделанные автором инсценировки:
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- Конфликт в психологии
- Конфликт как эстетическая категория.
- Конфликт в этике.
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- Внутренний вид конфликта.
- Внешние виды конфликта.
- § 4. Эволюция и типология конфликта Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековье
- Ренессанс
- Классицизм
- Просвещение
- Романтизм
- Реализм - Натурализм
- Символизм
- Соцреализм
- Эпический театр
- Театр абсурда (парадокса)
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- 1История 2 3 4 5
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- Трагедия
- Комедия
- Трагикомедия
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Драматургические жанры
- Театральные жанры
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Индийский театр
- Китайский театр
- Система амплуа в китайском театре:
- Японский театр
- Европейский театр нового времени
- Система амплуа
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2.
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа «Афиша»
- «Место действия»
- «Среда»
- «Время»
- «Разное»
- Список пьес использованных в анализе формальных элементов при написании данной статьи.
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- O Op
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- Решетка персонажа
- I субпротивные (субконтрарные) o
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- ААвсвBdeCbeBfghBAchijkgBClmBCehCf;
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Система анализа драматургического произведения.
- 1. Идейно - тематический анализ
- 2. Анализ действия пьесы
- 3. Формально - композиционный анализ
- 4. Текстовой анализ
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Аристотелевский план «Поэтики»
- Синхронная таблица драматургических произведений