Предисловие
Драма - самобытный род литературы и театра. Интерес к ней и систематическое изучение ее проблем возникли на заре становления театрального искусства. За многие столетия, отселяющие нас от театра древней Греции, драма прошла сложный эволюционный путь. Менялась ее композиция, структура, менялись способы ее воплощения на сцене. Неизменным оставалось то, что это особый вид искусства, предназначенный для сценического исполнения, который всегда составлял основу театра, то, без чего он практически не мыслиться.
Данная монография вначале задумывалась как теоретическое исследование отдельных вопросов системы анализа пьесы, но практический опыт автора в преподавании курса «Теория драмы» в течение нескольких лет в Орловском государственном институте искусств и культуры внес свои коррективы. Они были вызваны непосредственно практикой преподавания, что во много изменило структуру и композицию всей книги. Возможно поэтому работа несколько эклектична, но с другой стороны нам кажется, что в данном стиле есть свои преимущества. Для тех, кто впервые сталкивается с данным предметом переход с «математики» в «алгебру» показателен как наглядный пример того уровня, который требуется для освоения теории драмы. В целом же материал прежде всего ориентирован на изучающего.
Основными задачами, которые обуславливали все исследование, можно считать изучение законов драматургии, методов анализа драматургического произведения, процесса исторического развития драмы, основных этапов в эволюции драматических жанров и форм. Нам кажется, что на данных положениях необходимо основывать учебник по теории драмы.
Объем материала, представленный в книге, нельзя принимать как исчерпывающий. С одной стороны, мы пытались изложить все, что удалось найти по тем или иным вопросам, но, с другой стороны, ряд тем и понятий не затронут. Это делалось специально для того, чтобы как-то ограничить сам материал книги и не превращать ее в еще один скучный, пыльный фолиант. Выбор тем во многом определил тот факт, что автор рассматривает теорию драмы через практическую режиссуру - это одна грань в исследовании драмы. Другой гранью является попытка научного подхода к изучению драмы. Большой отпечаток на стиль и сам подход к изучению драмы наложили книги П. Пави «Словарь театра», У. Эко «Имя розы», А. Юберсфельд «Читать театр» и творчество Тома Стоппарда.
Мы не боялись широкого цитирования, т.к. представить материал казалось наиболее важным, чем личные амбиции, тем более боязнь упреков в компиляции. Многие темы поднимаются и исследуются впервые. Так, например, формально-композиционный, система текстового анализа пьесы, типология драматического конфликта, система амплуа, границы восприятия события является полностью авторской разработкой и представляется впервые, впрочем, как и.
Не все элементы драмы рассмотрены в первой части, но мы и не ставили своей задачей подробное рассмотрение всех элементов (книг по данной теме предостаточно). Наша задача - представить систему анализов драматургического произведения, попутно рассмотрев все необходимые для этого категории и понятия. Поэтому первая часть специально посвящена им, а не системе анализов. Она помогает сформировать достаточный багаж знаний для освоения второй части. Без первой части многое во второй части будет непонятным. Третья часть рассматривает процесс движения драмы к ее сценическому воплощению. Именно поэтому здесь же рассматривается инсценировка как особый род драматургии, а также история развития драмы, как совокупности технологических приемов.
Монография не раскрывает секретов драматургического ремесла - прочитав ее, не научишься писать пьесы, даже скорее наоборот. Задача теории, во-первых, уметь огранить, отшлифовать, творчески рожденное произведение (как же оно рождается - тайна из тайн, на это надо иметь талант), во-вторых, теория помогает понимать, оценивать и ценить произведения искусства, то мастерство, с которым оно сделано. Но самое главное - теория помогает развивать навыки самостоятельного, независимого мышления, а это первостепенное в жизни человека. Это не пафос, это искренне убеждение автора, без которого не было бы данной работы.
Театр как искусство может попасть под осуждение как праздное зрелище и развлечение. Мы писали не для того, чтобы оправдать и доказать его необходимость. Все законы театра и драматургии должны быть охвачены, не только во имя «чистой» науки, но во имя непреодолимого стремления человека к знанию и познанию самого себя как части дивного Творения Божьего. Без этого вся наука становиться бессмысленной, существующей для собственного удовольствия и описывающая самою себя. Искусство не может вытекать из самого искусства, а также развиваться для себя. Искусство есть художественное отражение духовного стремления человека, его побед и поражений, высоты парения и глубины падения. Искусство способно пробуждать человека, звать его к высоте Горней, но стать этой высотой оно не может.
.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Драматург - пьеса - труппа - зритель
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Понятия и категории
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- Монолог.
- Реплика.
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- Строение диалога на контекстуальном уровне:
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- Изменения сделанные автором инсценировки:
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- Конфликт в психологии
- Конфликт как эстетическая категория.
- Конфликт в этике.
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- Внутренний вид конфликта.
- Внешние виды конфликта.
- § 4. Эволюция и типология конфликта Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековье
- Ренессанс
- Классицизм
- Просвещение
- Романтизм
- Реализм - Натурализм
- Символизм
- Соцреализм
- Эпический театр
- Театр абсурда (парадокса)
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- 1История 2 3 4 5
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- Трагедия
- Комедия
- Трагикомедия
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Драматургические жанры
- Театральные жанры
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Индийский театр
- Китайский театр
- Система амплуа в китайском театре:
- Японский театр
- Европейский театр нового времени
- Система амплуа
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2.
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа «Афиша»
- «Место действия»
- «Среда»
- «Время»
- «Разное»
- Список пьес использованных в анализе формальных элементов при написании данной статьи.
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- O Op
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- Решетка персонажа
- I субпротивные (субконтрарные) o
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- ААвсвBdeCbeBfghBAchijkgBClmBCehCf;
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Система анализа драматургического произведения.
- 1. Идейно - тематический анализ
- 2. Анализ действия пьесы
- 3. Формально - композиционный анализ
- 4. Текстовой анализ
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Аристотелевский план «Поэтики»
- Синхронная таблица драматургических произведений