4. Текстовой анализ
Язык изложения (стих, проза, их сочетание).
Анализ речи дискурса персонажей:
диалог;
монолог;
полиалог;
реплика;
Анализ системы ремарок
Текст в тексте.
Темоведение
Нарративные инстанции.
Ориентация изложения.
5. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Построение модели.
Треугольники:
действия, психологии, идеологии, философии.
Решетка (состав) персонажа.
Уровни существования персонажа.
Демультипликация, синкретизм.
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
ОТ ДРАМЫ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ
ГЛАВА 1.
НА ПУТИ К СЦЕНЕ
§ 1. Драма как литература («драматическая литература»)
Термин «драматическая литература», иногда применяемый для обозначения драмы, подразумевает противоречие уже в самом этом словосочетании: «литература» первоначально означает нечто написанное, «драма» же означает нечто выполненное. Большинство проблем и сам интерес в изучении драматической основы литературы, исходит именно от этого противоречия. Пьеса, конечно же, может быть оценена в своих качествах исключительно как текстовая запись, но все же большее наслаждение выпадает на долю тех, кто остается в рамках пьесы как «игры» в целом. Вопросы следовательно, возникают не столько кто, что и как написал, сколько: пьеса - это слова, написанные автором, или их фактическая интерпретация режиссером и актерами на конкретной сцене? Пьеса - это то, что переносит аудитория из своего представления на театр, или это реальный ответ на то, что увидено и услышано в театре? Поскольку драма является таким сложным процессом, то, анализ и оценка взаимосвязи ее структурных элементов так же неопределенна, насколько подвижны сами эти понятия.
Все пьесы зависят от общего соглашения между всеми участниками (автором, актерами и аудиторией), принятия ими определенных, общих для всех правил «игры». Драма является абсолютно нереальной деятельностью, которая может доставлять удовольствиям, только если все признают это. Здесь лежат некоторые трудности в изучении и анализе: для одного текста пьесы требуется непременное присутствие зрителя, чтобы она стала действительностью, в некоторых случаях драма может существовать как мысленная версия. Но студент, изучающий драму должен знать все правила и законы, по которым актеры могут исполнять пьесу, прежде, вынести этот или другой тип суждения о ней. Эти правила могут быть соглашениями записи («письма»), действия, «ожидания аудитории» и т.д. Только когда все соглашения работают вместе, гладко, в синтезе, с фантазией и опытом, с умом и чувством, тогда пьеса становиться драмой: как комбинированная работа хорошего драматурга, хороших исполнителей и хорошей аудитории.
Драма, в некоторой форме, обнаруживается почти в каждом обществе, от примитивного до цивилизованного. О древности драмы свидетельствуют, например, записи священной драмы в Египте за 2.000 лет до Р.Х. Элементы драмы, такие как пантомима, танец, костюм, долго предшествовали появлению (введению) слов и литературной композиции, ныне присущей пьесе. Кроме того, эти основные элементы не заменялись словами, а просто расширялись ими. Поэтому изучающий драму, чтобы получить о ней полное представление должен понимать, что «правила игры» всегда принимают дисциплинарное управление над драматическим текстом. Только после этого драматическая литература может обсуждаться как таковая.
Тексты пьес указывают на различные функции, которые они выполняли в разное время. Некоторые пьесы охватывали собой почти целое общество в особом, религиозном празднике. Например, древнегреческие театральные представления, объединяющих всех граждан, в прославлении и почитании своих богов; или, когда праздник Тела Христова праздновался во времена средневековья христианскими мистериями. С другой стороны, драма может быть не только демократическим видом искусства, но очень интеллектуальной, изысканной и элитарно закрытой, как например жанр придворной маски или церемониальный ритуал храмовой драмы Но в Японии, который исполнялся на религиозных фестивалях только для феодальной аристократии.
Драма может также выполнять и чисто дидактическую цель, как это делали средневековые пьесы моралите, некоторые мелодрамы XIX столетия и пьесы ХХ столетия. Пьесы могут критиковать, высмеивать общество, они могут мягко освещать человеческую слабость, предсказать величие и ограниченность человека. Драма является наиболее всесторонним видом искусства: она не только представляет жизнь но также - путь наблюдения и восприятия ее.
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Драматург - пьеса - труппа - зритель
- 3. Западноевропейский театр Нового времени:
- 4. Начало хх века:
- 5. Конец хх века:
- Понятия и категории
- Глава 1. Общие элементы драмы
- Глава 2. История учений о драме §1. Роль теории.
- § 2. Восточные учения о драме.
- 2.1. «Натьяшастра»
- 2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)»
- § 3. Западная теория драмы
- § 4. Различия Восточного Запада
- Глава 3. Текст § 1. Функции драматургического текста
- § 2. Язык персонажей
- § 3. Дискурс
- § 4. Драматургический текст § 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
- Монолог.
- Реплика.
- § 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
- § 4.3. Текст в тексте
- § 5. Подтекст
- § 6. Контекст
- Строение диалога на контекстуальном уровне:
- § 7. Нарративные инстанции
- § 8. Ориентация изложения
- Изменения сделанные автором инсценировки:
- § 9. Кумулятивная функция языка
- § 10. «Ситуация высказывания»
- § 11. «Болезнь языка»
- § 12. Анализ текста
- Глава 4. Конфликт § 1. Драматический конфликт как категория
- Конфликт в психологии
- Конфликт как эстетическая категория.
- Конфликт в этике.
- § 2. Природа конфликта
- § 3. Виды конфликтов
- Внутренний вид конфликта.
- Внешние виды конфликта.
- § 4. Эволюция и типология конфликта Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековье
- Ренессанс
- Классицизм
- Просвещение
- Романтизм
- Реализм - Натурализм
- Символизм
- Соцреализм
- Эпический театр
- Театр абсурда (парадокса)
- Глава 5. Событие § 1. Неоднозначность в вопросе определения события
- § 2. Границы восприятия события
- § 3. Природа события. Событие как драматическая категория
- Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете
- § 2. Сюжет
- § 3. Фабула
- Глава 7. Композиция § 1. Понятие драматургической композиции
- § 2. Структура композиции
- § 3. Части композиции
- § 4. Законы композиции
- § 5. Виды драматических композиций
- 1История 2 3 4 5
- § 6. Диспозиция и композиция
- Глава 8. Конструкция драмы § 1. Внутренняя конструкция
- § 2. Внешняя конструкция
- Глава 9. О жанре § 1. К вопросу об определении жанра
- § 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке
- § 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории
- § 4. Характеристика основных драматургических жанров
- Трагедия
- Комедия
- Трагикомедия
- § 5. Системный подход в определении жанра
- § 6. Морфология жанров
- Драматургические жанры
- Театральные жанры
- Глава 10. Форма § 1. О форме и содержании
- 1. 2.
- § 2. Анализ формы
- § 3. Формы театральные
- 3.1.«Форма закрытая»
- 3.2 «Форма открытая»
- Глава 11. Вопросы поэтики § 1. Организация смысла в драматургическом произведении
- § 2. Заглавие и смысл
- § 3. Символ
- § 4. Знак
- § 5. Код в театре
- § 6. Амплуа
- Индийский театр
- Китайский театр
- Система амплуа в китайском театре:
- Японский театр
- Европейский театр нового времени
- Система амплуа
- § 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения
- § 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея»
- § 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
- Глава 2.
- Глава 3. Формально-композиционный анализ
- § 1. Форма изложения материала
- Часть 1 - Рассказ:
- Часть 2 - Журнал Печорина
- 2А. 2b.
- 3А. 3b.
- 4А. 4b.
- § 2. Анализ формального построения
- § 3. Элементы анализа «Афиша»
- «Место действия»
- «Среда»
- «Время»
- «Разное»
- Список пьес использованных в анализе формальных элементов при написании данной статьи.
- Глава 4. Актантная модель
- § 1. История создания
- § 2. Характеристика элементов модели
- O Op
- 3. «Идеологический» треугольник.
- § 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм
- Решетка персонажа
- I субпротивные (субконтрарные) o
- § 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения
- § 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели
- Глава 5. Методы анализа драмы § 1. Действенный анализ к.С. Станиславского
- § 2. Драматургический анализ с. Балухатого
- ААвсвBdeCbeBfghBAchijkgBClmBCehCf;
- § 3. Действенный анализ пьесы а.М. Поламишева
- § 4. Структурный анализ
- Глава 6. Система анализа драматургического произведения
- Система анализа драматургического произведения.
- 1. Идейно - тематический анализ
- 2. Анализ действия пьесы
- 3. Формально - композиционный анализ
- 4. Текстовой анализ
- § 2. Драматургия как система сценических возможностей
- § 3. Толкование (трактовка) пьесы
- § 4. О сценических возможностях и законах театра
- § 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене
- Глава 2. Инсценировка § 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности
- § 2. История возникновения и развитие
- 2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии
- 2.2. Мхат
- 2.3. Пролеткульт
- § 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
- § 4. Этапы работы над инсценировкой
- Глава 3. Драма как непрерывно развивающийся процесс
- Греческий театр
- Римский театр
- Средневековый театр
- Театр Ренессанса
- Commedia dell'arte
- Золотой век испанской драмы
- Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации
- Драматургия французского классицизма
- ТеатрXviiIвека
- ДраматургияXiXвека
- Русская драматургия
- Драматургия хх века
- Библиография
- Указатель имен
- Указатель произведений
- Предметный указатель
- П р и л о ж е н и я
- Аристотелевский план «Поэтики»
- Синхронная таблица драматургических произведений