6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
Основн признаки театрализ мер-я:
единый сюжет, кот-й развив-ся при мом сценарного хода от начала до конца.
худож-но- образное реш-е
развив-ся от начала до конца конфликт
Сюжет – совокупность событий и явл-й, характер-х основной конфликт и раскрывающих тему в намеченном объеме, история @ конф. Состоит из эл-тов:
Экспозиция – часть С, рассказ-я о предыстории конфликта. Основная задача – изложение кофл-й ситуации ауд-и (состояние, противоречие, кот-й нах-ся в стадии внутрен развития).
Завязка – начало открытых столкновений, «военных действий», скрытый конф ст-ся явным.
Развитие действия – как разворачиваются события (сам продолжит-я)
Кульминация – самый решающий момент, наивысшего напряжения(небольш по вр)
Развязка – последствия п.4, чем все закончилось.
В сюжете события расположены в хронолог-м порядке, но их м. компоновать.
Композиция – располож-е в сценарии основных сюжето образующих эл-тов или их фрагментов в новой, несюжетной последов-ти, часто в соответствии со сценарн ходом. К-я – изложение сюжета ч-з призму сценарн хода. От к-и зависит успех программы (последов-ть).
Сценарный ход – к-то условность, кот-я дает повод изложить сод-е программы ауд-и (путешествие, прием гостей, листаем фотоальбом, книгу, разговор с портретом)
С.Х. должен работать от начала до конца, д. ставить задачу перед исполнителями, участниками.
С.Х. определяет композиционное построение. С.Х. д. нести конфликтный характер.
Одним из важных моментов является продумывание конфликта. Под конфликтом понимают борьбу. Основные линии развития конф:
• герой-герой
• герой-общество
• внутри героя -между чувством и долгом
Особенности конфликта в программах:
Разреш-е конф предопределено =>основная задача – не ЧЕМ решился, а КАК разрешался.
Конфл рожд-ся в слдующ конфл ситуации:
- в одном коллективе разные цели
- цель одна, но разные пути достижения
3. Конф м. нах-ся в различных состояниях:
- Конф ситуация - скрытый (неявный)
- Коллизия – незавершенный, не получ полного развития – ответвление от основн. конф
- Перипетия – неожиданный перелом , взрыв в ходе событий.
- Контраст – сопоставляются противоположные явл-я ситуации
- Интрига – сложно и противоречиво развив-ся сочетание событий.
Наиболее распространенные приемы повышения конфл:
• создание ситуации опасения за зрительские симпатии (+ герою что-то угрожает). Подготовка – созд-е ситуации ожидания нежелат. действия (конфл на «пустом месте»)
• сценические тайны заставляют волновать зрителей
- ауд-я знает, исполнитель –нет
- исполнитель знает – ауд-я нет
- не зн ни актер, ни зритель (т. автор)
Художественно-образное решение программ – использ-е различн типов худ-го образа. Особый способ передачи понятий, явл-й ср-ми худ-й выразительности, путем прямого воздействия на эмоционально-чувственную сф ч-ка. При этом ср-ва худ-й выразительности носят иносказательный хар-р:
•олигория – изображ-е абстрактных понятий, явл-й ч-з конфликтные персонажи (люди, жив-е)
•метафора – ч-з уподобление, перенесение
• символ – звуковой, вещественный, графический знак, передающ понятие, явл-е.
•ирония – способ передачи инфо за счет манеры исполнения
• гипербола – передача понятий путем увеличения
•утрирование – гипербола, доведенная до абсурда
Образ возникает при включении худ-й детали в развитие конфл, им сильное влияние на ауд-ю.
Типы худ-х образов:
1. образ-персонаж – созд-ся при пом предъявления ауд-и исполнителя – актера или реального ч-ка ч-з поступки, мысли, устремления, 2 вида О-п:
•реальный герой
•иллюзорный герой – актер
2. образ-деталь – к-л худ-я деталь, поставленная в центр ! ауд-и, им влияние на развитие конфл, на1ом плане, приобретает больш смысловое знач-е
3. образ-описание – созд-ся при пом монтажа к-л документальн кадров
4. образ –обобщение – обычно финальный (мизансцена, символы, музыка, свет)
5. образ места действия – авторская трактовка событий, стиль оформления
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.