14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
Коммуникация (лат.) – делаю общим, связываю, общаюсь.
Коммуникация – общение и передача информации в процессе деятельности.
Социальная коммуникация - обмен информацией между людьми, посредством общей для них знаковой системы.
Особенности социальной коммуникации:
-целесообразность и функциональность
-появление новых каналов и средств передачи информации не означает отмирание, вытеснение старых, но стимулирует их модернизацию
Структура коммуникационного процесса и его основные компоненты:
1. Модель Аристотеля «Триада Аристотеля» 3 компонента
Оратор речь аудитория
коммуникатор сообщение коммуникант
2. Модель Лассуэлла (предложена в 30-е гг. 20 века)
• кто говорит
• что сообщает
• кому
• по какому каналу
• с каким эффектом
3. ИСКП и теория многоступенчатого потока информации (Стенфортский Университет США)
И – источник, создатель сообщения (может быть отдельный человек, группа или массовая аудитория). Источник должен быть всегда ориентирован на получателя.
С – сообщение – информация, которая передается от источника к получателю. Сообщение может быть закодировано т.е. преобразовано в систему знаков и импульсов и в этом случае получатель должен его декодировать ( расшифровать) чтобы понять правильно.
К - канал, средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Выделяют 3 вида канала:
-устный канал (вербальный и невербальный)
-документальный
-электронный
П – получатель (Существуют барьеры передачи информации, факторы, обстоятельства, причины передачи информации). Клапер назвал их факторами посредниками передачи информации от источника к получателю.
Факторы посредники
1. Предрасположенность человека к той или иной информации
2. Принадлежность к определенной социально-демографической группе с ее нравственными, политическими и прочими нормами
3. Межличностный характер распространения информации.
4. Влияние лидеров-мнений на распространение и оценку информации.
5. Эффект коммуникации- изменение в поведении получателя, которое происходит в результате приема сообщения.
Специфика коммуникации в СКС (пять).Общение (можно сравнить с производством) в СКС:
a.Происходит в сфере свободного времени
b.Имеет неформальный характер
c.Нет четкой иерархии (субъект-субъект)
d.На основе общего интереса
e.В многообразных формах
Выделяют 3 типа результатов коммуникации:
• Изменение в знаниях получателя
• Изменение установок (готовность к действию)
• Изменение поведения получателя сообщения
Виды социальной коммуникации
1. В зависимости от участников коммуникационного процесса
• микросоциальную (межличностную)
• мидисоциальную (групповую)
• макросоциальную (массовую)
2. В зависимости от используемых каналов
• Формальная (через посредника, который берет на себя функции распространения информации, а также собирает и аккумулирует ее
• Неформальная (непосредственное общение между отправителем и получателем)
3.В зависимости от цели (целевой установки)
• Познавательное общение (цель: расширить информационный фонд получателя, передать и прокомментировать необходимую информацию. Условия организации: учет познавательных возможностей получателя, имеющихся у него установок на получение новой информации и учет его интеллектуальных возможностей.
Коммуникационные формы: лекции, семинары, беседы, консультации и т.д.
• Экспрессивная (цель: формировать психоэмоциональный настрой у получателя, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию
Условия организации коммуникации – опора на эмоциональную сферу, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы получателя (аудиальный, визуальный, кинестетический)
Формы: презентация, праздник, концерт, брифинг, митинг и т.д.
• Суггестивное (внушающее) (Цель: оказать воздействие на получателя для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок поведения и отношения
Условия организации: учитывать внушаемость получателя. Недостаточная информированность. Высокий авторитет суггестора. Создание атмосферы доверительности
Формы: беседа, консультация, тренинг, реклама, митинг и т.д.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.