16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
Предпринимательство это – «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предпринимательскаядеятельность в сфере культуры направлена не на получение прибылив чистом виде, а на то, что собственный доход вместе с внешним финансированием(поступлениями из бюджета, от юридических и физических лиц) обеспечиваетсамоокупаемость.
В подотрасликультуры работают государственные и негосударственные организации:
Ø1театры,
Ø2музеи,
Ø3продюсерскиецентры,
Ø4центрыдосуга,
Ø5издательства,
Ø6теле-и радиокомпании, киностудии.
Создание негосударственного секторасвязано со спецификой рыночного спроса на услуги культуры, зависимого от быстроменяющихся внеэкономических факторов – моды, престижа и т.п. сфера культуры –сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Деньги в этой сферепоявляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечениясредств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти,ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций ипрочих доноров.
ФЗ «Онекоммерческих организациях» дает представление о формах собственности, статусеи организационно-правовых формах организаций России вообще исоциально-культурной сферы в частности. Некоммерческий статус большинстваорганизаций – важнейшая особенность рыночных отношений в отрасли культуры.
Гражданскийкодекс РФ отнес к некоммерческой организации, не имеющие извлечение прибылиосновной целью своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль междуучастниками. Это подтверждено в ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», гдеуказано, что некоммерческие организации могут создаваться для достижениясоциальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных иуправленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физическойкультуры, спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, а также в иныхцелях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческиеорганизации объединяет самое существенное – их основной целью не являетсяизвлечение прибыли, и они не имеют права распределять прибыль междуучастниками.
Новуютрактовку получило понятие «предпринимательства» для некоммерческих организацийс началом действия Бюджетного кодекса РФ (1января 2000г). все государственныеорганизации, музеи и т.п., доля которых преобладает в составе некоммерческогосектора, получили статус бюджетного учреждения. А вместе с этим статусом всеоказываемые им платные услуги, даже по основной деятельности, были включены всостав предпринимательской деятельности.
Собственнаядеятельность не всегда является источником значительных средств организацийкультуры. Она может вообще не приносить денег при предоставлении услуг по«нулевой» цене (напр. библиотеки). Однако многие некоммерческие организацииполучают средства не рынке населения. (напр. театры имеют в доходной частисвоего бюджета примерно 50% поступлений от публики).
Чем ближе ккоммерческой приближается деятельность организации, тем меньше становится долявнешнего финансирования в ее доходах, тем в большей степени она зависит отнаселения.
Предпринимательскиедействия на рынке населения могут осуществляться любыми организациями культурывне зависимости от сложившегося уровня поступления средств от этого рынка.Усилить информированность населения о своей услуге, привлечь зрителя в театр,музей, на киносеанс – в этом сущность предпринимательских усилий производителейблаг на данном рынке. Но не только основная деятельность на рынке населенияможет приносить доходы. Театры, библиотеки, клубы, кинотеатры предлагают своимслушателям дополнительные услуги
На рынке учр.культуры выступает в 2 ипостасях: в качестве продавца и в качестве покупателя. Самое главное, чтобы оно имело, то что может предложить покупателю: культурно-досуговую программу, спектакль, концерт, цикл тематических вечеров, результаты деят-ти кружков и т.п., сувениры-изделия народных мастеров, картины художников-любителей и т.д.
Рынок существует, когда имеется возможность выбора услуг одного из конкурирующих учр.культуры, которые предлагают одинаковые виды услуг и товаров с различными потребительскими свойствами, учитывающими потребности различных групп населения.
Объем к-досуговых порграмм и услуг, реализуемых за год, характеризует емкость рынка. Сколько бы учр.культуры не предлагало платных услуг населению, имеет значение только та их часть, которая реализована. Проданные билеты, абонементы, товары и т.п. составляют емкость рынка. Товар – это продукт труда, произведенный для продажи. Учр.культуры может производить для продажи, кроме указанных выше программ, праздники и театрализованные представления, дискотеки, видеофильмы, видеопрограммы, занятия в различных мастерских, на курсах, в студиях и многое др.
В организацию предпринимательской деят-тью учр.культуры входят следующие компоненты:
- создание специальной структуры, которая может автономно заниматься коммерцией и координировать деят-ть в др.подразделениях
- удовлетворение имеющихся потребностей определенных групп потребителей в тех или иных коммерческих структурах
- создание новых рабочих мест за счет расширения коммерческой деят-ти
- предложение новых услуг и программ, удовлетворяющих растущие потребности людей
- обеспечение оптимальной ценовой политики производимых программ и услуг
- осуществление жестного внутреннего учета и контроля, результатами которого явл-ся разнообразные усовершенствования в предоставлении услуг населению.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.