logo
ответы ГОСЫ

17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.

Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты.

Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века.

Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.

Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).

Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу.

Молодежной формой досуга были весеннее-летние хороводы. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной» избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической «семейной», где молодежь «играла роли мужей и жен».

Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом).

После отмены крепостного права (вторая половина 19 века) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы:

Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет.

Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину».

Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству».

Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской жизни, прогрессивных идеях.

Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу.

Росло, хотя и медленно, количество КПУ. библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.

Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежных посиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать:

городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др.

Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных

произведений.

Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться.

Это изменило и коллективные формы дворянского досуга:

Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы).

Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции.

Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина.

1. Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.

2. Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.

3. культурная жизнь осуществлялась все же писателями.

Начиная с 60-х годов стремительно идет процесс разделения идеологии и культуры. Господствующие идеологические течения уже не отчуждены от государства, а непримиримо враждебны ему. Отчужденность теперь свойственна отношениям между идеологией и культурой.

Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач.

В философской мысли продолжает сказываться борьба между западниками и славянофилами.

Самых впечатляющих успехов идеологизация русского общества достигла с фактом появления у нас интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д.

Представители богатых кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции - шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. В народных гуляниях купечество ограничивалось «конным выездом», не смешиваясь с «пешим» простым народом. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений (купец 1 гильдии Третьяков).17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль социально-культурной деятельности на каждой из этих стадий).

17/2

Ведущие сферы формирования культуры личности

Три этапа (сферы) формирования культуры личности (по Аниарскому):

Хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) - освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способностей к самоконтролю и саморегуляции поведения.

Социализация – включение человека в общество посредством формирования у него культуры: социального общения, познания, профессионально-трудовой деятельности, выполнение гражданских, нравственных, общественных и семейных обязанностей

Инкультурация – формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры

Индивидуализация – самореализация своего творческого потенциала.

Этапы (сферы) формирования культуры личности (по Литвинцевой):

5. семья

6. детский сад (3 – 7 лет)

7. школа (7 – 15-16 лат)

8. специальное образование

9. профессионально-трудовая сфера

10. сфера внешкольного образования

11. сфера культурно-досуговых учреждений, и др. досуговых форм.

Формирование культуры индивида предполагает:

- овладение основами физической культуры;

- постижение материальной культуры, окружающей среды обитания;

- усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

Решающую роль в формировании культуры личности играет семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.

В системе общекультурного развития личности сложилось 3 группы методов воздействия и вовлечения индивида в мир культуры и культурной деятельности.

1я группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

2я группа – методы вовлечения в культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний о культуре в нормы и принципы поведения, в нравственно-эстетические убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- приучение к выполнению общественно-культурных функций;

- самоорганизация;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игру и т.д.

3я группа – методы стимулирования культурной активности, которые включают в себя:

- положительный пример;

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспективу;

- критику и самокритику.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4