1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
Всепроникающий характеркультуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимуюдеятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшемуразвитию, которую интегрирует понятие "социально-культурнаядеятельность".
Определение СКД:
a.СКД (в широком) – деятельность человеческого общества по созданию и развитию материальной и духовной культуры.
b.Ариарский: СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Первое направление этойдеятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной,так и любительской основе; второе — практически объединило всех людей, которыев большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры;третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечныхработников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохраненияценностей материальной и духовной культуры; четвертое — интегрирующее трудучителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительскойдеятельности, — ориентировано на распространение ценностей культуры; пятоенаправление приняло на себя социально-педагогические, организационнопосредническиеи административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятнойкультурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением идальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения,со стимулированием познавательнообразовательной, художественно-творческой,развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности вобласти культуры.
Особенности СКД: осуществляется в свободное время, отличаетсясвободой выбора, добровольностью, активностью и т.д., характеризуется многообразием видов, РФ располагает большим количеством институтов, создающихусловия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).
Роль СКД всовременной жизни общества можно оценить с различных подходов:
a.Аксеологический(ценностный) – отражает ценности культуры
a.Социологический– выделяет социокультурные субъекты, которые производят или осваиваютценности культуры. То, как ведут себя эти субъекты, отражает духовный уровеньжизни общества.
b.Деятельностный –отражает активность деятельности и ее направленность (цель)
Проблемы СКД и тенденции развития
a.Материальная(проблема финансирования)
Государство перестало выделять на СК сферу достаточное количество средств. Пострадала вся сфера. Выходы из сложившейся ситуации:
-соединение бюджетных и хозрасчетных форм работы, привлечение спонсорской помощи на взаимовыгодных условиях;
-государство должно поощрять спонсорскую помощь снижением налогов;
-гос-во должно разработать специальную программу вовлечения финансовых средств в различные социокультурные проекты:
а)объединение финансовых средств государственных, общественных и частных предприятий,
б)создание совместных социокультурных или культурно-досуговых предприятий;
в)вовлечение финансовых средств на основе добровольного объединения финансовых средств для восстановления историко-культурных памятников, организаций благотворительных акций.
Сейчас гос-во обязывает бюджетные СКУ заботиться о малоимущих и др. незащищенных слоях населения. Гос-во поддерживает работу СКУ с населением, прежде всего незащищенным
Тенденция: поиск средств различных источников (фандрайзинг: объединение трудовых иматериальных ресурсов, создание совместных социокультурных и досуговых мероприятий, добровольчество, спонсорство, гранты, аренда, оказание коммерческих услуг…)
b.Проблема возрождения традиционной культуры – появилась потребность в национальных религиозных праздниках.
Тенденция: возрождение традиций определенных эпох
1.проблема возрождения средневековых традиций и ценностей. Этот период особенно важен, так как в нем зарождались особенности нашего менталитета. Праздничная культура в Средние века отличалась удивительным синтезом христианских и языческих ценностей.
2.проблема возрождения традиций петровской эпохи – те формы и направления СКД были забыты Петр выступает как организаторновых направление СКД (система гос. Праздников, Петр – основатель театральной культуры России, основатель библиотечного дела, основатель музейного дела, основатель новых досуговых форм для дворянства – ассамблеи, гуляния в садах, катание по Неве.
3.Эпоха дворцовых переворотов. В советское время эта эпоха мало рассматривалась как эпоха застоя . Е.Анисимов «Россия без Петра» «Россия середины 18 века». В эту эпоху заложена и развита основная инфраструктура культурных, образовательных, просветительских учреждений.
4.Эпоха Екатерины 2. При ней закладываются культур. традиции русского дворянства, основанные на синтезе эстетич., нравств, физического воспитания
c.Проблема взаимоотношений с зарубежными странами. Проблема появилась в связи с попытками РФ стать членом мирового сообщества. Мы попытались широко открыть двери зарубежным образцам культуры, но в условиях полной незащищенности национально-культурного достояния России в них мутным потоком хлынули не шедевры искусства Запада и Востока, а отвергнутые в Америке, Западной Европе и Юго-Восточной Азии образцы псевдокультуры. Проблема глобального общества. Есть свои+: многие проблемы невозможно решить силами одного гос-ва. Но существ. Проблема сохранения традиций, проблема интеграции и дифференцации. Уровень развития гос-ва зависит от сохр. традиций. Глобализация и информационное общ-во- влияние информации на личность, особенно на подростков, влияние медиакультуры наличность
Массоваякультура
Проблема засилия западной псевдокультуры (бульварная пресса, сериалы) русские создали также свою псевдокультуру (донцлваи пр.) западная стимулир. Создание русской. СКС оказалась неподготовлена к засилью псевдокультурой.
Существпроблема материальн. Финансирования и отсутствия профессионалов.
Тенденция: Формирование информационной культуры. Создание условий для информационной безопасности; Медиаобразование
d.Проблема взаимоотношений между церковью и государством
Изменилась религиозная ситуация в стране: у церкви появились огромные права и свободы, она приступает к возрождению. Изменилось отношение государства и народа к церкви. Госуд-во заявляет что нуждается в поддержке церкви. Люди потянулись к церкви: от истинной религиозности до моде духу времени.. возрождаются монастыви, традиции. Отказавшись от диктата атеизма, мы ударились в противоположную крайность, стремясь возложить на церковь социально-культурные функции, которые она, в силу своей природы и ряда субъективных факторов, не в состоянии реализовать.
Интерес к религии сопровождается активизацией всяких сект, котр. Негативно влияют на духовное и физич. Состояние человека.
Церковь и гос-во должны сотрудничать. Церковный собор в 2004 году обсуждал вопросы взаимодействия церкви и гос-ва. Выделеноболее 15 направлений: забота о нравственном, творческом состоянии общ-ва, восстановление церквей, монастырей, создание совместных СК проектов(Исаакиевский собор, Воскресенский собор в Смольном, перенос музея религии),сотрудничество в СМИ, совместные проекты нацеленные на поддержку незащищенных слоев общества.
Сущопасность огусадарствления церкви, о ней предупреждал Георгий Петрович Федотов, он говорит о синодальном периоде, когда ей было отказано во всех функциях. Петр называл себя Отцом Отечества, а священники вступали в должность. В 1917 году –церковь отделилась от гос-ва, с 1917 уничтожение церкви, наше культурное достояние было практически потеряно.
Огусадорствление-это когда гос-во из церкви делает полит. Требуну.
e.Проблема формирования демократических принципов руководства культуры
Тоталитаризм связан с регламентацией, манипулированием сознанием масс с помощью культуры. Цель культуры при СССР – воздействие на личность в целях коммунистическоговоспитания.
Гл.цель демократич. Принципов руоводства – предоставление условий для удовлетворения и развития творч. потребностей. В СССР организаторы сначала ждали дерективы сверху. Сейчас сначала изучаются потребности публикии организуются постоянные культурные об
Объединения подготовить основательную рекламную базу, организационную базу. В условияхдемокр. Развития требуются другие организаторские средства, тем более в условиях конкурентной рыночной средв
Тенденция: педагогика сотворчества
f.Коммерциализация культуры
Тенденция: привлечение спонсоров, меценатов, фандрайзинг
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.