Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
Разновидности учебных живописных работ. Учебные и творческие работы, их задачи и особенности. Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры. Кратковременные живописные этюды-наброски. Организация натурных постановок.
Методика работы над изображением. Существует несколько методик работы над живописным изображением. Задачей любой методики является показать тот правильный, наработанный опытом веков и труда многих тысяч художников путь к совершенному результату, гарантированному и грамотному. Характерной особенностью методик является разделение процесса на этапы с определенной последовательностью.
Разновидности учебных живописных работ. Учебные работы можно разделить на следующие основные группы: 1. Этюды с натуры — этюд-набросок, этюд-зарисовка, длительный многосеансовый этюд-штудия. 2. Этюды (рисунки) по памяти, по представлению и по воображению. 3. Музейная и лабораторная практика — копирование с целью изучения наследия и опыта мастеров изобразительного искусства. 4. Композиционные виды работ - эскизы-наброски с целью поиска и разработки сюжетного, структурно-пластического, цветового и идейно-образного решения композиции произведения (в графическом и цветовом выражении); натурные рисунки, этюды с целью изучения темы; окончательный эскиз в цвете (в материале), картоны и т. д.
Работы выполняются в различных жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.), живописных техниках (акварель, гуашь, масло, темпера и т. д.), в качестве аудиторных и внеаудиторных заданий, под руководством педагога и самостоятельно. В учебном процессе все эти формы и разновидности работ должны тесно между собой взаимодействовать, взаимообогащать друг друга. Именно их единство и тесная связь учебного процесса с жизнью обеспечивает высокий уровень профессионально-творческой и подготовки учащихся.
В изобразительном искусстве практические умения, навыки приобретаются в течение длительного времени, а теряются, если художник мало работает, очень быстро. Поэтому, кроме аудиторных программных заданий, учащиеся должны обязательно работать самостоятельно. Решение каждой новой учебной задачи, поставленной на аудиторных занятиях, должно быть продолжено учащимися на внеклассных занятиях (в том числе в домашних условиях).
Самостоятельная деятельность учащихся может иметь различные направления — это выполнение этюдов, рисунков с натуры, композиционных эскизов, участие в различных выставках, конкурсах, проба сил в различных жанрах, техниках, совершенствование навыков педагогического рисования. Самостоятельные работы учащихся должны обязательно просматриваться, оцениваться, обсуждаться (не реже одного раза в неделю) и выставляться на итоговый просмотр наряду с программными заданиями.
- 1. Живопись как вид изобразительного искусства - 2 часа.
- Лекция № 2. Инструменты и художественные материалы для живописи - 2 часа.
- Лекция № 3. Цвет в живописи - 2 часа.
- Пространство как фактор композиции.
- Лекция № 4. Воздушная и световая перспектива
- Лекция № 5. Способы нанесения и смешения красок - 2 часа.
- Лекция № 6. Живопись акварелью – 2 часа.
- Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.
- Принадлежности для работы, грунты
- Живопись гуашью
- Лекция № 8. Живопись масляными красками - 3 часа.
- Структуры и элементы грунта. Проклейка и грунтовая основа.
- Структура и элементы живописного красочного слоя
- Методика работы масляными красками
- Основные правила:
- Лекция № 9. Методика работы над живописным изображением - 3 часа.
- Учебные и творческие работы, их задачи и особенности.
- Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры.
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- Организация натурных постановок.
- Лекция №10. Живопись натюрморта .
- Задачи учебного натюрморта
- История формирования жанра интерьера в живописи
- Закономерности изображения архитектурного пространства в закрытом помещении
- Виды интерьера
- Методика работы над интерьером
- Лекция № 12. Живопись пейзажа .
- Виды пейзажа
- Цвет в Живописи
- Специфика изображения пейзажа
- Лекция № 13. Живопись портрета.
- Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:
- Фон и атрибуты
- Визуальная характеристика
- Красота в портрете
- Позирование
- Развитие портрета в живописи
- Живопись портрета на холсте масляными красками.
- Существуют две концепции портрета - историческая и романтическая.
- Учебная живопись фигуры человека одетой.
- Методика работы над учебным изображением одетой фигуры человека.
- Лекция № 15. Живопись обнаженной фигуры человека – 3 часа.
- Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека