8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.
Предпосылками информационного общества являются: появление языка, письменности, изобретение печатного станка, появление радио и телевидения, развитие информационных компьютерных технологий.
Существует две точки зрения на информационное общество:
1. Человечество находится уже в стадии информационного общества (уровень развития информационных технологий, компьютеры)
2. Информационная цивилизация еще не наступила, что вступление в ИО следует связывать с утверждением коллективного общепланетарного разума, а не только с компьютеризацией и информатизацией.
Термин информатизация был использован в 1978 г. в докладе президента Франции «Информатизация общ-ва». В 1980 г. доклад был переведен на англ.яз. с названием «Компьютеризация общ-ва». В 80-х гг. идея информатизации продолжает развиваться. Появляются определения: научное общ-во – автор Фурастье; технократное общ-во – авт.Бжезниский, общ-во знаний и интеллектуальной технологии – авт.Бэлл; а в России в 1987 г. авт.Ракитов в статье «Информатизация общ-ва и стратегия управления» - употребляет термин «информатизация».
Становление представлений об инф.общ-ве от технократического к гуманистическому:
-
№
Автор
Позиция (определение)
Ключевые слова (признаки)
1
Брайнтенштайн
Бернштейн??
Промышленное общ-во тогда превращалось в инф-ое, когда значение коммуникаций между людьми превосходит роль промышленного производства
Знание, его значение важнее, чем наличный практический опыт
2
Михалевич
При переходе от индустриального к инф.общ-ву устраняются ограничения в области накопления и использования информационных ресурсов во всех сферах, что ведет к ускорению общественного развития
Доступность инф-ции
Рост объема инф-ции
3
Балл, Тофлер, Масуда
1. Большая часть населения занята в сфере инф-ой деят-ти
2. Высшей ценностью и главным продуктом и основным товаром становиться инф-ия
1. Увеличение инф-ых профессий и людей занятых в этой сфере
2. Значимость инф-ии, значимость инф-ой культуры
4
Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники
И.о. новая историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деят-ть человека, котор. связана с созданием переработкой и использованием инф-ции
Значимость инф-ции и инф-ых технологий
Эти т.з. отражают технократический подход к и.о., где отсутствует человек. Главное в и.о. – человек.
Гуманистический подход – ставит, прежде всего, чел., а затем технологии
5
Воробьев Г.Г. в книге «Твоя инф-ая культура»
И.о. – это, прежде всего люди обогащенные знаниями и сознательное меняющие свой образ жизни с помощью комп-ра
Признаки и структура и.о.:
1. Широкое использование инф. технологий во всех сферах жизнедеят-ти
2. Появление новых информ-ых профессий
3. Рост объема инф-ии, которым необходима овладеть для принятия любого решения
4. Рост доступности инф-ции и облегчение ее передачи в пространстве и времени благодаря развитию глобальных комп.систем
5. Повышение ответственности чел. за принимаемое решение, при возрастании свободы действий. Инф-ая свобода не должна посягать на свободу личности.
В общ-ве растет уровень образования и профессионализма, формируется новая этика, меняется мышление и мировоззрение человека (Коллективный разум).
Коллект.разум или колл.интелект – это природное явление, результат сложного эволюционного процесса, котор. Проходил стихийно, но по мере развития человеч-ва, шло непрерывное накопление знаний, рост мастерства.
И.о. – концепция постиндустриального общ-ва, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства явл. инф. и знания.
Проблемы: 1. Увлечение объема информации, ин носит агрессивный характер, становится неуправляемой (можно манипулировать людьми с помощью PR и рекламы). 2. Преобладание технократического мышления (рационального мышления) Низкий уровень гуманитарной культуры. 3. Процессы глобализации. Наблюдаются процессы экспансии одной культуры по отношению к другой (американизация), религиозные и территориальные конфликты. 4. Процесс стандартизации жизни.
В информационном обществе с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходящий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфраструктуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей.
Внедрение новой техники и технологии, других форм совершенствования производства приводят к повышению производительности труда, уменьшению необходимого рабочего времени и, соответственно, к увеличению свободного времени. Создаются и материально-технические предпосылки для утверждения нового, более разумного образа жизни, Очень важно, что эта тенденция сливается с другой – с беспрецедентным возрастанием значимости, ценности образования. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, т.к. обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов, но по своей организации он заметно отстает от труда, что побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.