logo search
ist_ukr_kultury

16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески

Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и

русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н

простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава

Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими,

округлыми. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы.

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских иконописцев

стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях,

уходящих корнями в античный мир. В Византии после 9-го в. распространился новый тип иконы – житийный: в центре изображения фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленькие живописные композиции) представлены сцены из жизни святого. Отсюда житийные иконы были завезены в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной изосновных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконыимели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.

Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси,

икона была книгой для неграмотных. Само слово "икона" в переводе с

греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам

Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся

священными.

Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из

долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного

цветного стекла- смальты. Стены и потолки расписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые света. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий»,«сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью.

Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены

соборов, храмов, церквей.