37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.
В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной).
Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа»[3][4].
В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».[
- 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре
- 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы, тавры.
- 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
- 10. Пантеон скифских богов
- 11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
- 12. Религиозные верования славян-язычников.
- 13. Культура восточных славян на этапе создания государства
- 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика
- 15 Архитектура Киевской Руси
- 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- 18. Литература Киевской Руси.
- 19. Былинный цикл: основные темы и герои.
- 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси
- 22. Культура Галицко-Волынского княжества
- 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
- 24. Украинские гуманисты 15 – 16 веков.: Дрогобыч, Русин, Ореховский-Роксолан.
- 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры
- 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
- 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины
- 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
- 29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
- 31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
- 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы
- 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
- 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности
- 37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
- 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке