logo
ist_ukr_kultury

38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке

Проповедническая литература развивала традиции ораторской прозы. Но стиль этой литературы был новым, использовавшим достижения европейской литературы, - барокко*241, для которого были характерны изысканность, чрезмерная словесная орнаментация, языковая сложность, сочетание христианской символики с образами античной мифологии.

В украинской прозе второй половины XVII - первой половины XVIII века значительное место занимают светские летописи, в которых нашел отражение интерес к истории родины. В 70-е годы XVII века появляются исторические обзоры: "Кройника" игумена Киево-Михайловского монастыря Ф. Сафоновича, "Синопсис" (обзор), приписываемый архимандриту Киево-Печерской лавры И. Гизелю. Затем эту линию продолжают казацкие летописи, возникающие с конца XVII до середины XVIII века.

В поэзии развивается также' жанр исторической и духовной лирики. Основной герой исторической поэзии - Богдан Хмельницкий, его победы. Духовная лирика возникает на основе более ранних церковно- религиозных виршей. Эти стихотворения — песни в честь праздников Христа, во славу Богородицы, святых; посвящены они также благочестиво-морализаторским темам: об относительности и временном характере жизненных благ, о смерти и расплате за грехи и т. д.

Наиболее известными были рождественские драмы: "Комедия надень рождества Христова" (1702), приписываемая Д. Туптало; "Действие на рождество Христово" М. Довгалевского. Нередко школьные драмы используют аллегорические*242 образы: терпение, отрада ит. п., дающие различные советы и поучения. В отдельных случаях драмы-моралите затрагивали вопросы современности, например, "Воскресение мертвых" Конисского.

Многие школьные драмы сопровождались интермедиями, которые разрабатывали в юмористическом или сатирическом плане бытовые или социальные темы современности. Писались они на простом разговорном языке. В интермедиях были заключены зерна будущих социально-бытовых комедий И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и других.

С течением времени интермедии приобрели самостоятельный характер, часто разыгрывались отдельно от школьных драм. Нередко их исполняли странствующие дьяки, которые способствовали сближению школьной драмы с вертепом.

Вертеп - украинская форма кукольного театра, возникшего во второй половине XVII века; он проник и в Россию, объединив школьную драматургию с народным театром.

39. Творчество украинских композиторов 18 века Березовский, Бортнянский, Ведель.