logo
ist_ukr_kultury

27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины

Митрополи́т Пе́тр (в миру Пётр Симеонович Моги́ла; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Экзарх Константинопольского трона (28 апреля 16321647).

Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти Константинопольского патриарха, Пётр объединил свою лаврскую школу с братской.

В 1632 году был представителем киевлян на сейме в Варшаве при избрании королём польским Владислава IV. Король признал легальное существование православной митрополии в Киеве и четырёх епархий, которые до того времени существовали явочным порядком. Был назначен королём на киевскую кафедру, которую продолжал занимать митрополит Исайя.

В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Пётр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу. Хлопоты о переименовании её в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 году это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646).

Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе 1640 и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году. «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в 1662 в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645). Для изданной Могилой книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам Могила доставил рассказы о чудесах печерских. Принимал большое участие в составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см.Лифос).Из проповедей Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861—62 г. Им были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.