logo
ist_ukr_kultury

33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков

Украинская культура 18 в. развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской автономии. Вследствие осуществле­ния царским правительством в Украине русификаторской полити­ки украинская культура теряла свою самобытность. Этот процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви Москов­скому патриархату (1686 г.). Украинская православная церковь постепенно Становилась одним из средств распространения российской культуры. Луч­шие интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привле­кались к работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглави­ли российские церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее образование, основным цент­ром которого была Киево-Могилянская академия. Однако после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Разумовский мечтал об учреждении в Ба­турине университета, который соответствовал бы тогдашнему уровню евро­пейского образования. В 18 в. в Украине внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и гарнизонных школ. Оп­ределённая роль в распространении образования принадлежала странству­ющим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанни­ки Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты кол­легии в Чернигове, Переяславе, Харькове.

Новые идеи в европейской науке не оставались вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи “О заслугах и пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами- Киево-Могилян­ской академии, призывал к научному познанию мира.

В Украине конца 17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки, Самовидца. Основная их тема — собы­тия Национально-освободительной войны украинского народа. Авторы лето­писей впервые старались перейти от хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом разнообразные документы.Развитию науки и образования способствовали книгоиздательские цент­ры в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М. Смотрицкого и др.

В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил распространение стиль украинского барокко. Известнейши­ми живописцами этого стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архи­текторами — И. Григорович-Барский и С. Ковнир.В Украине зародился театр, центром которого стала Киево-Могилян­ская академия. Спектакли обычно ставили студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М. Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также музыкальному образова­нию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.

Итак, украинская культура в 18 в. всё больше отходила от средневеко­вых канонов, обогащалась идеями гуманизма и просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта, вновь усилившегося на украинских землях

34. Феномен казацкой культуры

  • Народные песни и думы. Песня - это душа народа. Украинская песня - душа украинского народа - грустна и весела, величава и шутлива, как и сам народ и его история. Наверное, не было такого события, о котором бы не пелись песни. Слагая песни и думы, народ довольно часто по-своему истолковывал действительные события, наделял тех или иных героев вымышленными чертами, возвеличивая их. Вот, например, как воспевается мгущество, смелость казака в бою с польской шляхтой:    

Умелые руки казацких мастеров и зодчих возводили дворцы, крепости, златоверхие церкви, школы, больницы, хаты и мельницы...

  • Города. Каждый город имеет свою историю: некоторые короткую, другие - многовековую. В Украине немало городов, построенных в эпоху казатчины.

  • Замки и крепости. В те времена часто велись войны, поэтому на украинской земле строили много оборонных сооружений, - таких как: валы вокруг городов и сел, крепости, замки, монастыри, которые при нападении врагов также становились крепостями.

  • Деревянная архитектура. Жилище длительное время наши предки строили из дерева, и планировка дома зависела от длины деревянных колод. Особенности возведения деревянных зданий существовали длительное время и в каменном строительстве. В этом можно убедиться, осмотрев, например, каменный дом в Чернигове, в котором была полковая канцелярия. Из дерева строили и школы, и церкви, и больницы. Но поскольку дерево - материал менее стойкий, чем камень, только очень немного деревянных строений сохранилось в первоначальном виде до нашего времени.

Живопись по сравнению с временами Киевского государства значительно развилась. Прежде всего церковная. Талант украинских мастеров, их умение рисовать иконы, расписывать церкви были известны и за пределами Украины. На иконах чаще всего изображали святого Николая и святых заступников: Юрия, которого считали покровителем воинов, и Прокофия - покровителя странствующих. Постепенно церковная украинская живопись приближалась к жизни человека. Украинские художники рисовали также портреты казацкой старшины, гетманов, украинской шляхты, зажиточных мещан. Любимым героем всех слоев украинского народа был казак Мамай.

Музыка и музыканты. Музыка всегда тесно связана со словом. В казацкие времена, как вы знаете, очень любимы были думы, а также песни. И слова, и музыку их создавал народ. Была также распространена танцевальная музыка, которую исполняли кобзари или небольшие группы музыкантов.

35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытны черт украинской культуры

В Гетманщине привилегированной социальной группой было казачество. Принадлежность мужчины к казацкому сословию обязывало его за свой счет нести военную службу, но при этом освобождало от уплаты налогов, давало право землевладения. Официально к казацкому сословию во второй половине XVII — первой половине XVIII веков принадлежало 20-60 тысяч человек. Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. В конце XVII — XVIII веков существовала привилегированная группа «знатных товарищей». В XVIII веке более трети земель Гетманщины находилось в собственности старшины.

Немаловажную роль в становлении Гетманщины в 1649—50-х годах сыграла православная шляхта Речи Посполитой. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. После смерти Хмельницкого положение селян постоянно ухудшалось. При гетмане Иване Мазепе панщина была ограничена двумя днями в неделюГорода в Гетманщине развивались медленно. На Левобережье в конце XVII — XVIII веков существовало около 200 городов и городков, в которых жило 6% населения. Магдебурским правом были наделены Киев, Нежин, Переяслав, Чернигов, Стародуб и др. города. Нередко в Гетманщине возникали конфликты между представителями городского самоуправления и старшинской администрации. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей.

Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Центральное место в системе высшего образования Гетманщины занимал Киево-Могилянский коллегиум (с 1694—1701 — академия). В коллегиуме (академии) действовал 8-летний (позднее — 12-летний) термин обучения. Он делился на 8 классов-циклов — 4 грамматических, поэтики, риторики, философии, богословия.

Большой вклад в развитие системы образования Гетманщины внес гетман Иван Мазепа, который отдавал на развитие просветительских заведений часть своих личных доходов. Так, при его гетманстве был возведен главный корпус Киево-Могилянской академии, количество студентов академии доведено до 2 тысяч, учрежден Черниговский коллегиум, основаны новые школы, типографии.В Гетманшине во второй половине XVII века стал распространяться стиль барокко, под воздействием которого развивались все виды и жанры искусства. В каменном сакральном строительстве выделяются два направления. Первое направление — трехдольное одно-, трехверхое сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения. В эпоху барокко литература в Гетманщине постепенно отходит от религиозных догматов. Так, к светскому направлению в литературе приходят Дмитрий Туптало, Климентий Зиновиев и др. Большое влияние на культурную жизнь Гетманщины имели сочинения богослова и мыслителя Феофана Прокоповича.