33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
Украинская культура 18 в. развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской автономии. Вследствие осуществления царским правительством в Украине русификаторской политики украинская культура теряла свою самобытность. Этот процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви Московскому патриархату (1686 г.). Украинская православная церковь постепенно Становилась одним из средств распространения российской культуры. Лучшие интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привлекались к работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглавили российские церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее образование, основным центром которого была Киево-Могилянская академия. Однако после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Разумовский мечтал об учреждении в Батурине университета, который соответствовал бы тогдашнему уровню европейского образования. В 18 в. в Украине внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и гарнизонных школ. Определённая роль в распространении образования принадлежала странствующим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанники Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове.
Новые идеи в европейской науке не оставались вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи “О заслугах и пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами- Киево-Могилянской академии, призывал к научному познанию мира.
В Украине конца 17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки, Самовидца. Основная их тема — события Национально-освободительной войны украинского народа. Авторы летописей впервые старались перейти от хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом разнообразные документы.Развитию науки и образования способствовали книгоиздательские центры в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М. Смотрицкого и др.
В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил распространение стиль украинского барокко. Известнейшими живописцами этого стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архитекторами — И. Григорович-Барский и С. Ковнир.В Украине зародился театр, центром которого стала Киево-Могилянская академия. Спектакли обычно ставили студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М. Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также музыкальному образованию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.
Итак, украинская культура в 18 в. всё больше отходила от средневековых канонов, обогащалась идеями гуманизма и просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта, вновь усилившегося на украинских землях
34. Феномен казацкой культуры
-
Образование в Украине. В Украине было много начальных школ. Даже женщины умели читать и писать, в то время как в европейских странах, а также в России грамотная женщина была редкостью. Грамоте обучали детей разного происхождения - из шляхты, старшины, казаков, из мещан и крестьян. Школы были в основном при церквах, и преподавали в них священники..
-
Книгопечатание. Первые книги были напечатаны славянской кириллицей в конце 15 века в Кракове, бывшем тогда столицей Польского королевства, в которое входило и большинство украинских земель. Напечатал эти книги Швайпольт Фиоль. Книги написаны древнеславянским .языком, на котором происходили богослужения. в украинских церквах. Вполне вероятно, что эти книги Фиолю заказал украинец. В Украине первую, точно датированную, книгу выпустил во Львове в1574 году Иван Федорович - воспитанник Краковской академии. Называлась книга "Апостол
Умелые руки казацких мастеров и зодчих возводили дворцы, крепости, златоверхие церкви, школы, больницы, хаты и мельницы...
Живопись по сравнению с временами Киевского государства значительно развилась. Прежде всего церковная. Талант украинских мастеров, их умение рисовать иконы, расписывать церкви были известны и за пределами Украины. На иконах чаще всего изображали святого Николая и святых заступников: Юрия, которого считали покровителем воинов, и Прокофия - покровителя странствующих. Постепенно церковная украинская живопись приближалась к жизни человека. Украинские художники рисовали также портреты казацкой старшины, гетманов, украинской шляхты, зажиточных мещан. Любимым героем всех слоев украинского народа был казак Мамай. Музыка и музыканты. Музыка всегда тесно связана со словом. В казацкие времена, как вы знаете, очень любимы были думы, а также песни. И слова, и музыку их создавал народ. Была также распространена танцевальная музыка, которую исполняли кобзари или небольшие группы музыкантов. |
35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытны черт украинской культуры
В Гетманщине привилегированной социальной группой было казачество. Принадлежность мужчины к казацкому сословию обязывало его за свой счет нести военную службу, но при этом освобождало от уплаты налогов, давало право землевладения. Официально к казацкому сословию во второй половине XVII — первой половине XVIII веков принадлежало 20-60 тысяч человек. Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. В конце XVII — XVIII веков существовала привилегированная группа «знатных товарищей». В XVIII веке более трети земель Гетманщины находилось в собственности старшины.
Немаловажную роль в становлении Гетманщины в 1649—50-х годах сыграла православная шляхта Речи Посполитой. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. После смерти Хмельницкого положение селян постоянно ухудшалось. При гетмане Иване Мазепе панщина была ограничена двумя днями в неделюГорода в Гетманщине развивались медленно. На Левобережье в конце XVII — XVIII веков существовало около 200 городов и городков, в которых жило 6% населения. Магдебурским правом были наделены Киев, Нежин, Переяслав, Чернигов, Стародуб и др. города. Нередко в Гетманщине возникали конфликты между представителями городского самоуправления и старшинской администрации. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей.
Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Центральное место в системе высшего образования Гетманщины занимал Киево-Могилянский коллегиум (с 1694—1701 — академия). В коллегиуме (академии) действовал 8-летний (позднее — 12-летний) термин обучения. Он делился на 8 классов-циклов — 4 грамматических, поэтики, риторики, философии, богословия.
Большой вклад в развитие системы образования Гетманщины внес гетман Иван Мазепа, который отдавал на развитие просветительских заведений часть своих личных доходов. Так, при его гетманстве был возведен главный корпус Киево-Могилянской академии, количество студентов академии доведено до 2 тысяч, учрежден Черниговский коллегиум, основаны новые школы, типографии.В Гетманшине во второй половине XVII века стал распространяться стиль барокко, под воздействием которого развивались все виды и жанры искусства. В каменном сакральном строительстве выделяются два направления. Первое направление — трехдольное одно-, трехверхое сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения. В эпоху барокко литература в Гетманщине постепенно отходит от религиозных догматов. Так, к светскому направлению в литературе приходят Дмитрий Туптало, Климентий Зиновиев и др. Большое влияние на культурную жизнь Гетманщины имели сочинения богослова и мыслителя Феофана Прокоповича.
- 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре
- 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы, тавры.
- 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
- 10. Пантеон скифских богов
- 11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
- 12. Религиозные верования славян-язычников.
- 13. Культура восточных славян на этапе создания государства
- 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика
- 15 Архитектура Киевской Руси
- 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- 18. Литература Киевской Руси.
- 19. Былинный цикл: основные темы и герои.
- 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси
- 22. Культура Галицко-Волынского княжества
- 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
- 24. Украинские гуманисты 15 – 16 веков.: Дрогобыч, Русин, Ореховский-Роксолан.
- 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры
- 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
- 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины
- 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
- 29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
- 31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
- 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы
- 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
- 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности
- 37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
- 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке