logo
ist_ukr_kultury

20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси

Подобно тому, как народная деревянная архитектура влияла на архитектуру каменную, так и народная деревянная резьба, носившая плоскостной характер, неизменно влияла на скульптуру из камня, влияла и своими орнаментальными мотивами и техникой. Резчики по камню, скульпторы-орнаменталисты никогда, в сущности, не забывали навыков деревянной резьбы.Памятники каменной скульптуры Киевской Руси немногочисленны. К местной киевской, а не византийской работе могут быть отнесены четыре рельефа из красного шифера (сланца), датируемые XI веком. Дерево — исконный материал древнерусского скульптора-резчика, создавшего с помощью топора и ножа замечательные произведения. Процветала как архитектурная резьба, так и бытовая во всех ее видах. В произведениях подобного рода ярко сказалась любовь русского народа к «узо­рочью». О характере народной деревянной резьбы можно довольно хорошо судить, например, по тексту одной из былин:

Одиннадцатый-двенадцатый века были временем расцвета прикладного искусства Киевской Руси, многочисленные памятники которого дошли до нас главным образом в виде кладов.

Особенно   высоко  стояло   искусство  художественной  обработки металла. Так, городским ремесленникам этого времени  были уже хорошо известны, приемы художественного литья из меди, бронзы, серебра, то есть литья по восковой модели, отличающегося  от  обычного   (технического) индивидуальной  формовкой, неповторимостью отливки и авторской чеканкой вручную.

Изделия из бронзы и меди были массовыми; изделия же  из золота и серебра были распространены   преимущественно   в   дружинно-княжеском   быту.   Ювелирное искусство: литье, ковка, чекан, чернение, гравировка, зернь, филигрань, или скань, эмаль перегородчатая, а несколько позднее и выемчатая — все это стояло в Киевской Руси на исключительной высоте.

Многие предметы из серебра украшались изображениями фантастических зве­рей и птиц, сплетенных лентами; встречаются иногда и человеческие фигурки. Помимо черни мастера-серебренники прекрасно владели также литьем, ковкой, че­каном, зернью и сканью (филигранью). Выдающимися памятниками искусства являются серебряные с и о н ы — риз­ницы Софийского Новгородского собора, датируемые XI—XII веками. Это большие сосуды, употреблявшиеся при богослужении, имеющие вид церковки. Особенно интересен «большой сион» (высотой 74 см), имеющий двенадцать колонок и шесть двустворчатых дверок. На каждой створке имеется по фигурке апостола. Строй­ные фигурки апостолов исполнены в технике невысокого выпуклого рельефа. Имена апостолов всюду приведены по-русски — доказательство русского происхож­дения сионов.

Приведенные данные свидетельствуют, что прикладное (декоративное) искус­ство Древней Руси X — начала XIII века стояло на высоком уровне и играло большую роль в жизни русских людей того.

21. Культура Владимиро-Суздальского княжества

Первую страницу истории собственно владимирского зодчества открыли мастера князя Юрия Долгорукого. Одного взгляда на дошедшие до нас Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше достаточно, чтобы оценить свежесть и новизну их архитектурного облика. Здесь все новое: строительный материал (белый камень — известняк), техника кладки. Белый камень из местных каменоломен отныне станет одним из ярких признаков архитектуры Владимирского княжества. Мощные, плотно пригнанные известняковые квадры небольших по размеру зданий сообщают им впечатление суровой и мужественной силы. Массы их спокойны и тяжелы. Фасады, расчлененные плоскими лопатками и стянутые посредине узеньким арочным пояском, цельны и строги. Энергичные полукружия массивных апсид демонстрируют незыблемую прочность белокаменной кладки. Высокая техника строительства свидетельствует о работе опытных мастеров. Возможно, строители происходили из союзной суздальскому князю галицкой земли.

Особенно больших успехов достигло в княжение Юрия оборонное строительство.

льнейший бурный расцвет владимирского зодчества приходится на эпоху княжения сына Юрия — Андрея Боголюбского. По времени и значению на первое место здесь нужно поставить построенный Андреем Боголюбским Успенский собор во Владимире (1158—1161), горевший и реконструированный уже в 80-е годы XII в. Златоверхий собор князя Андрея представлял собой канонический тип византийского одноглавого шестистолпного крестово-купольного храма. Это был второй (после Успенского собора Мономаха в Суздале) большой городской собор в Северо-Восточной Руси..

Другое выдающееся сооружение архитектуры этой эпохи — церковь Покрова на Нерли (1165), возникшая как памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию, похода, в благополучном исходе которого современники Андрея Боголюбского видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и Владимирской земле.

Дворцовые ансамбли Владимиро-Суздальской Руси известны гораздо хуже, чем памятники церковного зодчества. Одним из самых крупных сооружений этого типа был возведенный Андреем в 1158— 1165 гг. в 10 км от Владимира Боголюбовский замок.

Единственным памятником оборонительного зодчества Владимиро-Суздальского княжества являются сооруженные при Андрее Золотые ворота Владимира (1164). Важнейший памятник, характеризующий направление развития владимирской архитектуры этого времени,— церковь Дмитрия Солунского, патрона великого князя, которая была построена в центре княжеского двора на высотах центрального холма столицы (1194—1197). Традиционному для XII в. типу одноглавого трехнефного четырехстолпного храма владимирские зодчие придали строгий и торжественный характер. Другой выдающийся памятник живописи — икона Дмитрия Солунского из Дмитрова.