logo
ist_ukr_kultury

26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.

Первое братство во Львове в 1449 году, а затем и в других городах и селах Украины. Братства объединяли ремесленников, крестьян, запорожских казаков, купцов и даже украинских магнатов. Братства создавались для борьбы против польской шляхты и униатов, а также против неограниченной власти церковных феодалов. В своей борьбе братства широко использовали школы, типографии и молодежные организации - «младенческие братства». Деятельность братства имела такие направления: охрана благочестия и порядка, благоустройство братства и борьба за национальную самостоятельность, охрана православия. Братские школы - это украинские национальные учебные заведения в XVI - XVIII вв. Они начали создаваться в 80-х годах XVI в.; Организованные и удерживали церковные братства с целью укрепления православия. Первую братскую школу учредило Успенское братство во Львове (1586). По ее образцу создавались братские школы в разных городах Украины. В первой половине XVII братские школы учреждались и в некоторых селах. Братские школы были двух типов: элементарного и повышенного, в корне отличались от других существующих школ, например, протестантских, католических, православных монастырских и национальных: еврейских, армянских и т.д. Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась античная литература, философия, развивались умственные способности учащихся, в определенной степени - демократизация. Информацию о том, как организован учебный процесс находим в Уставе Львовской братской школы, где определялся режим учебной деятельности учащихся, очерчивался круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов. Учеников, как правило, делили на три группы: одни учились распознавать буквы, другие - читать и. учить наизусть определенный учебный материал третьи - рассуждать, объяснять прочитанное. Читать и писали учились славянском языке. Учеников даже знакомили со славянской нумерацией. К содержанию образования в школах первого типа, кроме чтения и письма, входила счет, рисование, изучение катехизиса, особое место занимали пение. Обучение-проводили в субботу. Как известно, церковный хор состоял из учеников. В некоторых братских школах, например в Киевской, практиковался многоголосое пение в 4, б, 8 голосов. В школах вводились элементы классно урочной системы обучения, а также различные методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение. Для закрепления учебного материала широко практиковалось повторения. За порядком в школе, поведением учащихся и выполнением домашних заданий следили выделены на каждую неделю дежурные ученики. В школе часто бывали родители учеников, которые помогали учителям присматривать за поведением детей. Отдавая детей в школу, родители подписывали с ректором школы договор, в котором указывались обязанности школы и родителей. При братских школах существовали так называемые «братства младенческие», основная цель которых-нравственное воспитание юношества. Следует отметить, что все ученики братской школы входили в таких молодежных братств.