logo
ist_ukr_kultury

12. Религиозные верования славян-язычников.

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Все умершие резко делились на две категории: « чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на « нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун , Велес и Мокошь. Перун называется в летописи первым, как «бог грозы» Многие исследователи согласны, что потом он стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства образ Перуна стал связываться с Ильёй Пророком. Велес, « скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия.[34], а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества. Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и Роженица — этимология и происхождение которых неясны. Во-многой литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Купала, Костробунько, Род и пр. Другие являются « плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — « кабинетная мифология». Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы -полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв. Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным, что слово « русалка» заимствовано из латинского языка и начинает упоминаться не раньше 18 века , а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.