29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
В зодчестве Украины 14—17 вв. большое значение получила крепостная архитектура, потому что территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы не только внутренних, социальных, но и внешних сил — Польши, Литвы, Венгрии — и подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. В систему оборонных сооружений входили укрепленные города, Замки, монастыри и церкви.
Примером может служить Львов — центр Галицкой Руси, лежавший на пересечении важных торговых путей, шедших на Запад и Восток. В пределах «города в стенах», четырехугольного в плане, находились рыночная площадь со зданием ратуши, дома городского «патрициата», православные и католические храмы. Вокруг укрепленной центральной части города теснились посадские поселения, тоже защищенные оборонительными сооружениями. За пределами города, на господствующей горе, находился замок феодала. Подобную систему укреплений имели и другие крупные украинские города.
Большинство замков в 14—15 вв. строилось из дерева и, естественно, до нас не дошло. Таков был несохранившийся киевский замок; над его стенами возвышались семнадцать рубленых шестиугольных башен с шатровыми кровлями. Ранними памятниками оборонной архитектуры на Украине являются Луцкие Верхний и Нижний замки, выстроенные из кирпича между 1324 и 1386 гг. литовским князем Любартом.). Украинские замки обычно возводили в удобных для обороны местах, где раньше уже существовали укрепления. В связи с этим в их планировке, в архитектурных формах и в строительных приемах образовалась определенная преемственность, способствовавшая сохранению традиций древнерусской архитектуры. Нередко в одном и том же сооружении можно наблюдать напластование разновременных форм, которое придает замку своеобразную живописность. Так, на протяжении нескольких столетий формировался архитектурный облик Каменец-Подольского замка (илл. 148 а): замыкающего подковообразную излучину реки Смотрич, с расположенным здесь городомК задачам обороны были приспособлены многие культовые здания. Так, пятиглавая Богоявленская церковь Острожского замка (15 в.) имела массивную северную стену, одновременно служившую крепостной и снабженную бойницами. В этой церкви верхняя часть помещения в момент опасности превращалась в место обороны. Выдающимся памятником храмового оборонного зодчества на Украине является Сутковицкая церковь на Подолии (начало 16 в.; илл. 149, рис. на стр. 184 и 185). В плане церковь, имеет форму равноконечного креста со скругленными концами. Снаружи четыре абсиды оформлены в виде мощных полукруглых башен с зубчатыми карнизами и целой системой машикулей. Квадратное центральное пространство здания, по-видимому, было перекрыто двускатной крышей. Колокольня, которая находится сейчас над притвором, пристроена позднее (украинские звонницы обычно строились обособленно от церкви и часто использовались в военных целях, выполняя функции башни или наблюдательной вышки).
30. Изобразительное искусство Украины литовско-польского периода: иконопись, портрет, книжная графика
Значительное место в украинском изобразительном искусстве рассматриваемого периода занимает живопись. Она развивалась в русле религиозного искусства, опираясь на богатое наследие Киевской Руси. На территории Украины в силу сложившихся исторических обстоятельств сохранилась лишь часть созданных в то время памятников, но и они позволяют говорить о высоком уровне монументальной живописи. В становлении украинского искусства серьезное значение имели кроме его тесного взаимодействия с русской культурой постоянные культурно-художественные связи с греко-византийскими монастырями, которые в то время считались в России и на Украине твердынями православия. О своеобразии средневековой украинской живописи яркое представление дают иконы. Для украинской иконописи длительное время были характерны строгая лаконичная композиция, плоскостная трактовка форм, выразительность силуэта, продуманный ритм локальных цветовых пятен.
В украинском искусстве широкое применение нашел орнамент. Если в 15 в. орнамент встречался лишь на полях иконы и иногда на нимбах, то теперь он обильно покрывает и весь фон, а иногда и одежды.
Портрет в живописи Украины получил заметное развитие в 16—17 вв. II сейчас еще можно видеть в старинных украинских церквах более или менее сохранившиеся портреты того времени: игумена В. Красовского (Чорнобрывця) в Троицкой церкви Кирилловского монастыря (начала 17 в.), П. Могилы в церкви Спаса на Берестове (1642) в Киеве и другие.
краски, придающие его произведениям нарядность и эмоциональную выразительность.
Наряду с живописью важное место в истории украинской художественной культуры 14—17 вв. заняли миниатюра и графика. Наряду с киевской школой миниатюры существовала галицко-волынская. Наиболее значительным памятником этой школы являются миниатюры Пересопницкого евангелия (1556—1561, Киевская публичная библиотека).
Важную роль в развитии украинской гравюры на дереве сыграл русский первопечатник Иван Федоров, создавший в 1573—1574 гг. при поддержке простых людей и низшего духовенства Львова первую на Украине типографию.
- 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре
- 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы, тавры.
- 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
- 10. Пантеон скифских богов
- 11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
- 12. Религиозные верования славян-язычников.
- 13. Культура восточных славян на этапе создания государства
- 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика
- 15 Архитектура Киевской Руси
- 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- 18. Литература Киевской Руси.
- 19. Былинный цикл: основные темы и герои.
- 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси
- 22. Культура Галицко-Волынского княжества
- 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
- 24. Украинские гуманисты 15 – 16 веков.: Дрогобыч, Русин, Ореховский-Роксолан.
- 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры
- 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
- 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины
- 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
- 29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
- 31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
- 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы
- 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
- 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности
- 37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
- 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке