17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
В X — XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в.был создан знаменитый шедевр — икона Владимирской богоматери. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы и Древней Руси, южнославянских стран, что было связано с распространением христианства.
Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV — середину XVI в. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его учеников. В произведениях Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале. Наряду с московской школой в XIV — XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.
В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется новая звезда — мастер Дионисий. Историческое рассмотрение иконописи помогает понять ее сущность. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному и утвержденному обычаем и церковной традицией иконографическому типу. Среди сюжетов и мотивов, которые особенно пришлись по душе людям Древней Руси, следует назвать рублевский тип «Троицы»: три фигуры, полные дружеского расположения, составляющие замкнутую группу. Андрей Рублев выразил это состояние с наибольшей наглядностью и пленительным изяществом. Перепевы его композиции, свободные вариации на эту тему постоянно встречаются в русских иконах.
В мире древнерусской иконы огромное значение имеет человеческое начало. Главный предмет иконописи — божество, но оно предстает в образе прекрасного, возвышенного человека. Иконопись — искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все — лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл. Художественное произведение приобретает отсюда несколько значений, что затрудняет восприятие иконы. Символичны здесь как сюжет, так и художественная форма. Иконы по своему содержанию обращены не к одному человеку, а к сообществу людей. Они образовывали в храме ряд — иконостас, выигрывая от соседства друг с другом. Композиция — особенно сильная сторона древнерусский икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части выситься небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно обозначалась земля («позём»), иногда под ней — преисподняя. Эта основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияла на всю ее композицию.
В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд.
- 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре
- 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы, тавры.
- 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
- 10. Пантеон скифских богов
- 11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
- 12. Религиозные верования славян-язычников.
- 13. Культура восточных славян на этапе создания государства
- 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика
- 15 Архитектура Киевской Руси
- 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- 18. Литература Киевской Руси.
- 19. Былинный цикл: основные темы и герои.
- 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси
- 22. Культура Галицко-Волынского княжества
- 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
- 24. Украинские гуманисты 15 – 16 веков.: Дрогобыч, Русин, Ореховский-Роксолан.
- 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры
- 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
- 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины
- 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
- 29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
- 31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
- 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы
- 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
- 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности
- 37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
- 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке