logo
ist_ukr_kultury

23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.

Польско-католическая агрессия на Украину-Русь и сопровождавшие ее изменения социальных взаимоотношений (крепостное право, привилегии католикам) задавали со стороны населения отпор, который вылился в организации т. наз. „братств". Уже в XV в во Львове, а позднее в Киеве возникли среди городских жителей „православные братства", первоначально имевшие целью только оказание материальной помощи своей приходской церкви.

Для развития культуры века 15 и 16 для Украины-Руси были исключительно неблагоприятными. Оторванная от Москвы, под непрерывным, все усиливающимся давлением католическо-польского наступления, Украина-Русь не имела возможности нормально развивать свою национальную культуру. Только православная церковь в своей оборонительной борьбе с наступающим католицизмом сохраняла традиции древнерусской культуры, богослужебный язык, сознание своей отчужденности от прививаемой сверху польской культуры. Появившееся в эту эпоху книгопечатание эту деятельность церкви и братств значительно облегчило, давая населению не только богослужебные книги но и ряд острых церковно-полемических произведений и книг исторического содержания, в которых населению Украины-Руси напоминалось о единстве древнерусского государства и народа его населявшего.

В вышедшей в конце 16-го века книге „Апокрисис", автор, скрывавшийся под псевдонимом „Христофор Филалет", протестуя против польско-католической агрессии и угнетения населения Украины-Руси, угрожает проводникам этой политики — магнатам восстанием народных масс.

Широким народным массам, поголовно неграмотным, конечно литература была недоступна. Ее заменяло устное народное творчества: песни, сказания. В этот период зарождаются так называемые „думы", песни-сказания исторического содержания, в которых воспевается борьба Народа с татарско-турецкими и польско-католическими агрессорами.

Возникновение известных украинских „дум": „Самийло Кишка", „Байда", ,,Маруся Богуславка", и других, относятся именно к этому периоду.

Упоминая об исторических песнях-сказаниях Украины- Руси нельзя не отметить одно явление: отсутствие в них тем