5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
Е. была образованная и просвещенная. Чтение было ее страстью, ее звали «Философ на троне».Она стремилась построить идеальное гос-во по чертежам европейских мыслителей. Властителями душ были французские писатели (Вальтер, Детрой и др.) В отличие от Петра, она стремилась построить гос-во не насильственным способом. Особый упор был направлен на создание правовой системы. Здесь она поддерживала взгляды Монтескье, ценила его работу «О духе закона». Монархия по М-сье – строй, которым управляет 1 человек, но опираясь на законы. Задачей Е. –создать Свод законов – Уложение. Е. создает Уложенную комиссию. Создает Свод законов – наказ, он был пронизан либеральными демократическими идеями. Либерализм покоится на 2-х основаниях: 1.-все граждане свободны и равны перед законом; 2.-собственность священника яв-ся неотчуждаемой. Наказ не имел юридической силы и ставил задачу ознакомить У. Комиссию с образом мысли Е. Она дала права членам У.К. высказывать мнение и редактировать его. Самое главное вычеркнули из этого наказа.
В1785г. в день своего рождения Е. обнародовала жалованную грамоту дворянству. Это был царский подарок дворянам - они обретали новый статус благородного дворянства. Никто не мог лишить дворянина его звания, только суд. Грамота запрещала надругательства над дворянами, формируется обостренное чувство чести. Закрепила право дворян на свое имущество. Е. сделала много и для др. сословий Новый правовой статус был сформирован и для горожан. Купцы тоже пользовались правами, мещане – послабление. Е. ставила ? об освобождении крестьян, но натолкнулась на оппозицию (Дашков, Сумороков).
Масонство.
Каждый 3 образованный ч-к был масоном (Суворов, Кутузов, Баженов, Ливицкий, Боровиковский, Карамзин Сперанский, Жуковский).Масоны – вольные каменщики. Истоки этого понятия уходят в глубь средних веков. Строительство храмов, соборов породило особую группу ремесленников, кот. всю жизнь вместе строят собор. Они создали свою систему этики взаимоотношений, что и послужило основой будущей организации. Символика была своя (циркуль, молоток, перчатки, передник). Свои собрания называли ложами. Ложа – сарай, где хранились инструменты масонов. В Лондоне в 1717г. собрались 4 ложи и объединились вместе-великая ложа и великий магистр-предводитель. Осуществили триумфальное шествие по Европе и остановились в России – 1 массовая свободная организация. Провозглашали приоритет моральных ценностей перед ценностями государственными. Масоны верили, что под влиянием их идей может возникнуть совершенное человечество. 1идея масонов состояла в нравственном совершенстве человека (благотворительность, филантропия). М. считали своим долгом помогать нуждающимся. Они высоко ценили образование и помогали поступать талантливым людям в университеты (Карамзин). Благоправие перед искусством. Сформировали целые направления в живописи (дарили свои портреты в миниатюре др. др.) –миниатюрный мужской портрет.
У. придавала б. значение образованию, она б. увлечена идее Гельвецио – фр.мыслитель, считал что образование может все. Е. сделала революцию в народном образовании (в каждом городе – главное училище, в каждом уезде – малое училище). Учились представители всех сословий. Прообраз всеобщего образования. Но наиболее полно идеи были реализованы в Смольном институте благородных девиц. Задача – вывести новую породу ч-ка (с 6 до 12 лет девочки учились в закрытом уч. заведении, отгороженном от внешней среды). Задача – сформировать в женщине женское начало. Программа обучения: изучение 3-х языков –немецк., фр., итальян.(дни -только на этих языках говорили).Было много предметов, но особое внимание Е. уделяла танцевальным занятиям. Она заботилась об осанке и грации. Дети сами шили себе одежду и носили только ее. Режим дня суров – в 6 ч подъем, омовение ледяной водой, гимнастика, к 9ч. Приводили себя в порядок и учились. Е. любила своих воспитанниц, устраивала балы, водила по Летнему саду. В каждом уезде был аналог Смольному институту.
В 1783г. Е. издает Указ – разрешалось иметь частные типографии. В 1795г. была основана публичная библиотека (открыта в 1814) здесь было полное собрание российских книг, всеобщее пользование, доступность и бесплатность.(книги-инкунабулы-кот. вышли до 1501г., «Повесть врем. Лет», Лаврентьевская летопись, библиотека Вальтера. Фонд – более 32 млн.книг, 6 часть на иностр. Языке. Был открыт Эрмитаж (1764г.)Были негосударственные институты-Вольное экономическое общество: неск. ч-к ставило задачи-обобщать эконом. опыт, печатать труды по экономике, пропоганда успешн. эконмич. реформ.
В 1755г. открыт Московский университет. Татьянин день – мать Шувалова звали Татьяна, он предложил Е. открыть университет.
Салоны-гостинные, обставленные по европейски. – объединение светских людей, преимущественно просвещенных. Духовн. центр, университет русского ч-ка. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Своеобразие салонов – назывались по имени хозяек: Ека. Иван. Галицина – «княгиня ночи» -написала книгу по математике «Анализ силы»; Ек. Анд. Карамзина (жена К.), в ее салоне – экспертная оценка нового литературного произведения.; Зинаиды Болконской (музыка, пение, изучение древностей). Дворец Белозерский – салон.
В1770г. был создан английский клуб, инициатор – анг. фабрикант Гарднер. Сначала туда входили англичане, живущие в СПб, затем были и русские. Девиз: «Согласие и веселье». Быть членом клуба - иметь определ. положение в обществе (комната азартных игр, бильярда, тихая, умная комнаты).
Сформировался новый тип личности – служение отечеству, морально-этическая сторона. Мужчины должны уметь ездить на лошади, танцевать. Мужчины пудрились, одевали парики, полировали ногти. Чадаев – законодатель моды. Защита чести – дуэли.
При ней закладываются культур. традиции русского дворянства, основанные на синтезе эстетич., нравств, физического воспитания, формируется «Кодекс чести».
«Ассамблеи» в эпоху Екатерины 2 стали уступать место:балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.