logo search
ЗАОЧНИКИ русский / культ_учебники / Культурология_под ред

§ 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов

Кризис современной культуры проявился не только в возникновении особого типа мировоззрения -постмодерна. В XX в. человек столкнулся с глобальными (лат. globus - земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис, т.е. кризис в масштабах всей планеты, осознавался как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и человечества составляют единое целое, показала уже Первая мировая война. Люди осознали, что для мировой войны не существует границ государств, многомиллионные массы людей оказались вовлечены в военные действия. Недаром одно из ярких философских учений XX в. - учение о ноосфере - возникло именно в этот период. Ноосфера есть целостное планетарное явление, и мысль об этом пришла Владимиру Вернадскому (1863-1945) в период мировой катастрофы и катаклизмов: «Первая мировая война 1914-1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое геологическое миропонимание» . Именно в атмосфере этой войны Вернадский пришел к идее о ноосфере как завершающем состоянии эволюции биосферы, где человек представлен как крупнейшая геологическая сила, изменяющая лик Земли.

Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубину дилеммы: человек продолжает полагаться на стихийный, разрушительный процесс развития общества, или же мир, в котором мы существуем, необходимо коренным образом целенаправленно изменять. Следует перечислить несколько типологических черт современного глобального социокультурного кризиса. Можно выделить два вида кризисов алармистского (фр. alarme -тревога, беспокойство) характера. Суть одного из них заключается в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим

1 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 503.

426

последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как месте производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Сейчас этот кризис осознается более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание ресурсов по регионам», «экономических границ».

Другой вид кризиса алармистского характера связан с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу: чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Речь идет об уничтожении лесов - легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя. Эти кризисы актуальны и сейчас, поскольку не снята проблема экономического роста на основе тотальной индустриализации. Голод, недостаток питьевой воды, неграмотность, отставание развивающихся стран не позволяют приостановить экономический рост, что требует увеличения потребления энергии и ресурсов, следовательно, в ближайшей перспективе алармистский кризис будет расширяться и углубляться. Другие виды глобальных кризисов связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Дело в том, что увеличивается риск гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современные промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия природных стихийных сил и социальных катаклизмов (войны и революции). Поэтому,

с точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала.

Кризис внутреннего развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий

научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны,

обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую

нагрузку на экологию. Процветающие слои населения создают для себя условия жизни, отгораживающие их

от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие социальные группы. Все это

ведет к дестабилизации социального организма.

Один из основателей Римского клуба (с 1968 г. объединяет ученых 30 стран) Аурелио Печчеи говорил о

проблемах, которые пересекают границы и распространяются по всей планете, невзирая на конкретные

социально-политические условия: «...абсолютно нереалистично ставить в этом культурном и

функциональном беспорядке

427

какие бы то ни было новые амбициозные цели глобального роста. Человечество оказалось в порочном кругу»1.