336 Мир повседневности
Как отмечают исследователи, у японцев ощущение принадлежности к социальной группе, в
качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в
любой другой культуре, за исключением разве что китайской.
Для социального поведения японцев характерна эмпатия (способность сопереживания другому
человеку). Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на
первом месте в поведении японца, предполагая в свою очередь зависимость от другого.
Японцам свойственна и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей
ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами и при этом
стараясь не переступить грань дозволенного.
Современные авторы, описывая привлекательные стороны японского национального характера
(умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой), не обходят негативные
характеристики: формализм, бюрократизм и авторитаризм.
В поведение японцев глубоко проник традиционализм, став важнейшей чертой национального
характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи
японцев. Именно традиционализм помог японцам не просто заимствовать иноземную культуру,
вначале китайскую, а потом и западную, но и сделать ее органичной. Япония оказалась страной,
открытой к культурному диалогу в гораздо большей степени, чем Индия или Китай. В Японии
традиции успешно сочетаются с усвоением нового.
После периода изоляции Япония уже не прибегала к искусственным барьерам против внешнего
культурного натиска, не отталкивая новые элементы, а ассимилируя их. Любой элемент чужой культуры осваивался здесь прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии. В этом процессе просматривался японский этноцентризм — способность поставить во главу угла интересы своей страны и действовать исходя из них. Именно в Японии за два последних века удалось наиболее успешно провести этот принцип последовательно и с наименьшими потерями.
337
В обыденной жизни японцев характеризуют вежливость и аккуратность, бережливость и терпеливость, усердие и самообладание. Эти черты определены буддизмом и его проповедью сдержанности и терпения. Покорность и смирение по отношению к власти — неписаное правило поведения японцев.
Важнейшим принципом, подчиняющим себе все аспекты жизни японца, было выполнение обязанностей. Даже вступить в брак японец (тем более японка) должны были не по влечению сердца, а чтобы иметь семью, потомство и чтить память предков. Супружество было подчинено интересам семей и групп, и молодые могли даже не знать друг друга до вступления в брак, что было принято, например, в семьях самураев.
Японских девушек воспитывали в послушании своим родителям, затем мужу, а в старости и выросшим детям. Замужняя японка должна была соблюдать абсолютную верность мужу. Строгие семейные нравы соседствовали с институтом гейш - японских гетер, обученных пению, танцам, чайной церемонии, традиционным японским искусствам и умению развлечь гостя. Гейши, самые образованные женщины в Японии, создали специфическую японскую культуру развлечения, до сих пор тщательно оберегаемую.
Систему образования в Японии можно назвать одной из причин того подъема, который пережила страна. Начиная с эпохи Мэйдзи японцы стали уделять особое внимание системе образования. Сейчас в стране взят курс на всеобщее высшее образование. В основе японской системы образования лежит определенная философия, связанная с религиозными принципами. Например, синтоизм учит японцев поклонению предкам и природе и формирует чувство национальной исключительности. Самурайский кодекс поведения (бусидо) ориентирует японца на воспитание воли, мужества и скромности. Буддистские идеи целеустремленности, самодисциплины и ограничения желаний также входят в японскую систему воспитания. Положения конфуцианства о важности постоянного обучения и сдачи экзаменов воплотились в конкретные педагогические методики. Погоня за образованием и успехом имеет и свою оборотную сторону. Социологи уже отметили, что ежегодно в Японии происходит всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов.
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8