Модернизация
Япония успешнее других стран Востока с традиционными культурами осуществила модернизацию. Сейчас она находится в авангарде постиндустриальной цивилизации. «Японским чудом» стали интересоваться исследователи. Появилось огромное количество книг, посвященных японской культуре и японскому национальному характеру. Среди них есть серьезные культурологические исследования; в первую очередь надо назвать книгу Р. Бенедикт «Хризантема и меч» (1947), написанную по поручению американского военного командования, принимавшего решения о послевоенном будущем Японии.
В истории Японии период мирового колониализма совпал не с состоянием кризиса страны, как в Индии и Китае, а, напротив, с бурным подъемом в эпоху Мэйдзи. Япония не стала ни колонией, ни полуколонией. Она смогла без внешнего вмешательства провести модернизацию страны, сохранив исторические традиции прошлого.
Реформы императора Муцухито отменили социальные различия, была введена всеобщая воинская повинность, подорвавшая позиции самураев, стала развиваться промышленность,
341
были проведены аграрная реформа и реформа в области образования. В самом конце XIX в.
монархия стала конституционной, был созван парламент.
Самураи исчезли как сословие, но самурайский дух сохранился. Япония развязала войну с Кореей,
а затем с Россией и Китаем. В годы Второй мировой войны Япония была союзницей гитлеровской
Германии. Политике Японии той поры были свойственны милитаризм и откровенная
агрессивность.
Поражение Японии во Второй мировой войне привело к трансформации внутренней структуры
общества. В отличие от Китая, который длительное время относился к заимствованиям с
осторожностью, Япония активно использовала новшества.
Развитие японской экономики в значительной степени обусловлено уникальной системой
управления. Организация японского менеджмента стала предметом изучения западных
социологов и психологов. Выяснилось, что управление персоналом в Японии осуществляется во
многом согласно традиционным принципам. Например, на крупных предприятиях в соответствии
с принципом патернализма принят долговременный, фактически пожизненный наем работников,
на основании которого и раньше складывались общественные отношения в Японии.
Уважение к старшему всегда было нормой поведения японцев. Принцип старшинства лежит и в
основе современного управления: определяющими являются возраст и годы работы. Молодому и
способному менеджеру практически невозможно занять место своего начальника, пока тот не
выйдет на пенсию или не будет повышен в должности. Казалось бы, это не должно способствовать
успеху бизнеса. Но все наоборот. Исчезает опасность потери должности, нет угрозы
«подсиживания» и неожиданного увольнения, поэтому улучшается атмосфера в коллективе: все
работают на общее дело, а не только ради собственного продвижения.
Еще одна особенность японского менеджмента связана с учетом групповой психологии.
Внедрение идеалов групповой (семейной) психологии в управление способствует повышению
производительности труда. Ведь самой важной чертой японской психологии является стремление
к процветанию семьи. Перенесение этих традиций на производство укрепляет позиции фирмы.
Японская система управления ориентирует
342
менеджеров на проявление внимания к подчиненным, их опеку и защиту. На предприятиях функционируют малые группы численностью 4-6 человек. Именно так реализуется национальная приверженность к групповому взаимодействию.
Исследователи управления предприятиями в Японии отмечают также культивирование корпоративного духа фирмы, преданности ее идеалам. Практикуются ритуалы и собрания, существует форменная одежда и девизы, рабочий день начинается с построения работников, отводится время производственной зарядке. Различные развлекательные мероприятия, спортивные соревнования, торжества и юбилеи часто проводятся за счет фирмы, все это повышает отдачу работника, стимулирует увеличение производительности труда.
«Японское чудо» — это не только чисто экономические успехи и высокие технологии, но и улучшение качества жизни. Достаточно сказать, что сейчас средняя продолжительность жизни японских мужчин и женщин составляет около 80 лет и является самой высокой в мире. Японцы объясняют это тем, что после Второй мировой войны резко возросло качество медицинского обслуживания, была введена система национального медицинского страхования, улучшилось качество продуктов и изменилась структура питания.
Увеличение продолжительности жизни японцев показывает, что и в этом им удалось удачнейшим образом совместить старые традиции и заимствованные извне новшества. Японцы считают традиции «разумом истории», поскольку именно они поддерживают равновесие между хорошим и дурным.
Так, производя и экспортируя огромное количество продуктов, японцы возрождают интерес к рису как основе здорового питания. Традиционное почитание риса имеет для них как практический, так и мистический аспекты: рису отводят особое место среди блюд, подаваемых на свадьбах и похоронах. Японская пословица гласит, что чем больше в рисе зерен, тем ниже он склоняет свою голову. Так и человек: чем он сильнее, тем скромнее он должен быть по отношению к окружающим. Скромность, стремление не выделяться и готовность идти на уступки всегда считались японцами основными добродетеля-
343
ми. Чувства так же, как и права отдельного человека, стоят на втором месте после благосостояния группы.
Урок, который можно извлечь из исторического опыта Японии, заключается в том, что приверженность традициям не препятствует преобразованиям. Не исключено, что лишь на этой основе в перспективе будет возможно преодолеть крайности как западного техницизма, рационализма и эгоцентризма, так и нивелирующего личность коллективизма, восточной пассивности и созерцательной консервативности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие черты характерны для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа?
Что определяло картину мира человека традиционных культур?
На какие периоды делится история культуры Индии? Китая? Японии? Почему?
Назовите существенные отличия в социально-политических системах традиционных обществ: а) Индии и Китая; б) Китая и Японии.
Почему странами буддизма считаются Китай и Япония, а не Индия, где впервые появилась эта религия?
Объясните, в чем выразилось влияние на искусство Японии: а) религии синто; б) дзен-буддизма.
В чем вы видите сходство, а в чем различие между миром повседневности традиционных культур Индии и Китая?
Что такое модернизация? В чем состоят особенности модерниза-ции в каждой из рассматриваемых культур?
Что называют «японским чудом»? Как его объясняют исследователи?
ЛИТЕРАТУРА
Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М., 1994.
Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.
Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1991.
Кульпин Э.С. Восток // Человек и природа на Дальнем Востоке. М., 1998.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
Мень А.В. Культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М., 1995.
Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1994.
Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8