logo
ЗАОЧНИКИ русский / культ_учебники / Культурология_под ред

§ 1. Типологическая целостность Востока

Любая культура имеет две стороны - устойчивую, консервативную и развивающуюся,

новаторскую. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой

происходит накопление человеческого опыта в истории. Развивающаяся сторона культуры

представляет собой постоянное открытие нового, творчество, изменение.

Понятия «Восток» и «Запад» сопоставляются еще со времен античности. В современных

исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов

развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует

новаторство.

Понятие «традиционное общество», или «общество традиционного типа», - одно из

определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся

традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и

идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны

следующие черты:

293

объясняет то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому че­ловеку: его физическому состоянию, гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностей регуляции психической деятельности. Все эти проблемы гораздо более разработаны в системе взглядов восточных цивилизаций (в даосизме, йоге, буддизме), нежели в европейской культуре;

294

• ◊ обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифологии, религии). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф. Изучение различных мифологических систем и мифов позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании выделены различные типы мифов: космогонические (о происхождении мира), теогонические (о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т.д. В традиционных культурах Востока сознание было религиозно-мифологическим по своей сути. Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (Индия) или же сосуществование их (Китай и Япония). Мифология и религия формировали картину мира человека традиционных культур. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, напротив, она одушевляет мир, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разрешение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существование человека. Обществу традиционного типа соответствует и особый способ, или стиль, мышления, получивший название восточного. В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось в типе философствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислу­шивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в виде, присущем европейской философии. Но зато этическая проблематика становится главной в восточной философии и религии. В центре всех направлений мысли Востока (брахманизм, индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство) находятся нравствен­ные принципы человека, правила и нормы организации социальной

295

жизни, способы психической саморегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывно связанной с мифологическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочайшей и интереснейшей постановке в ней подлинно философских вопросов. Восточные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огромный интерес для европейской культуры (не случайно, например, неофрейдизм уделяет внимание буддистским методам психорегуляции подсознания).

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и имеющиеся в них существенные различия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причем весьма успешно.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который бы затмевал другие регионы мира. Промышленная революция и модернизация общества, начавшиеся на Западе, позволили

ему осуществить экспансию, превратив государства Востока в колонии и полуколонии. Так называемый культурный диалог на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока. Если в XIX в. Индия и Китай, упорно пытаясь сберечь свои традиции, были вовлечены в насильственную модер­низацию, то в XX в. модернизация осознается как цель социальных и политических реформ, проводимых в этих странах.

Модернизация предстает здесь как процесс трансформации традиционной культуры, причем это всесторонний процесс, включающий в себя индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, изменение социальной структуры и возрастание социальной мобильности, изменение образа жизни людей, демократизацию и секуляризацию общества, рост образования, повышение социального статуса женщин.

296

Модернизация в каждой из традиционных культур идет по-разному: некоторые общества сталкиваются с огромными проблемами, другие же добиваются поразительных успехов, как, на­пример, Япония с ее давней традицией заимствования и преобразования иноземного опыта, а в последнее время на пути модернизации стоит и Китай. Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.