Место России в мировой культуре
Сравнительное рассмотрение русской культуры и культур иных цивилизаций, как правило, имеет целью установление принципиального взаимодействия между ними, преодоление локалистского характера или даже (по Шпенглеру) «взаимонепроницаемости» замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (русская и французская, русская и немецкая и т.п.), цивилизационном (сопоставление России с цивилизациями Востока и западноевропейской, фаустовской, или западно-христианской цивилизацией), типологическом (Россия в контексте Запада и Востока).
В национальном отношении русская культура - одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное лицо. Эта специфика - ее огромная территория и единое государство
401
русского народа, а отсюда — совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство и связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой; от цивилизации западноевропейских народов -православный характер русской
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
культуры и указанные выше геополитические черты. Наконец, в самом широком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой - это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур. Как геополитическая сила она уже дважды спасала европейскую цивилизацию: от монгольского погрома культуры в средние века и от собственной европейской «чумы» (фашизма) - в XX в. Но может ли она как духовная сила стать «мостом» между Европой и Азией или, тем более, между изначальным христианством и будущей духовностью на нашей планете - это большой вопрос.
При размышлении о роли и месте России в современной мировой культуре допустимы два хода рассуждений: от мировой культуры к российской и наоборот. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: с одной стороны, культурная экспансия Запада в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой -борьба за культурную автономию и самобытность в незападных цивилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации». Российская культура в Новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпоху обнаружила значительное стремление к принятию стандартов Запада и «модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности. В какой мере культура, ориентированная на сциентистски-материалистический идеал универсальности, внутренне противоречивый в своей основе, имеет перспективу и будущее - вопрос, все более волнующий самых значительных мыслителей Запада. Их поиск, который ведется в направлении возрождения базисных ценностей христианской культуры, совпадает с усилиями тех православных мыслителей и ученых, людей искусства, практиков и политиков, которые отстаивают не «самобытничество» России ради него самого, но традиционную для русской культуры идею ее принципиальной духовности. Именно этой своей духовностью как уже признанным вкла-
402
дом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8