Новая культура России
В конце XVII в. в развитии страны наметился новый поворот, связанный с реформами Петра I. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура XVIII в. воспринимала все европейские веяния и к концу XIX в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петровского периода - расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Из-за уже упоминавшегося несоответствия шага времени и шага пространства петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они неорганично. Разрыв между европеизировавшимися верхами общества и народом значительно углубил-
412
ся. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и абсолютно потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных масс. Рано или поздно социальные перемены могли вывести их из патриархального состояния, но не было предпосылок для выработки позитивной программы новой жизни.
Петровская эпоха ознаменована трансформацией государства. Петровская государственность превратилась в конечную истину, не имеющую выше себя никакой инстанции, не являющуюся ничьей представительницей и ничьим подобием. Человек вручал себя государству. Создавалась светская религия государственности. Государство заняло то место, которое в средневековом мировоззрении занимала церковь.
Сакрализация монарха при Петре I усиливается несмотря на проводимую им политику европеизации. Окончательно оформляется то отношение к монарху, которое было свойственно всему имперскому периоду русской истории. С упразднением патриаршества функции патриарха переносятся на царя. Царь воспринимается в качестве образа Божия. В «Воинском артикуле» 1715 г. статус царя определяется следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет свои государство и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Здесь уже не говорится об ответственности царя перед Богом, хотя и упоминается о том, что царь -христианский. Самодержавие достигает своей высшей стадии - самовластия. Самые негативные, по нашему мнению, последствия петровского правления, не осознанные и по сей день, — пример самодурства власти, не знающей никакой меры, никаких пределов, никаких границ, создающей иллюзию того, что, используя рычаги такой власти, всегда можно достичь желаемых целей.
Реформы Петра I подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его эпоху появилось много новшеств, в частности газеты, журналы, светская живопись и др. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Но в целом движение Просвещения, получившее название «вольтерьянство», начало распространяться в России в 1740-1760-е гг.
413
Русское Просвещение являет собой неоднородную и многослойную картину. Его характерной чертой было то, что просветительские взгляды исповедовали и пытались проводить в жизнь идеологи «просвещенного абсолютизма». Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы в основном у французов небольшой прослойкой образованного дворянства.
В развитии русской культуры XIX в. отмечаются два направления. Первое - культурно-самобытное в широком смысле слова, связанное с выявлением глубинных механизмов национальной культуры, закреплением наиболее устойчивых, неизменных ценностей. Второе -модернизация в широком смысле слова, т.е. изменение содержания национальной культуры, вклю-Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
чение ее в так или иначе понимаемый общемировой культурный процесс. Золотой век русской культуры характеризуется относительным равновесием этих двух линий, поэтому великие творения его гениев гармоничны и общепризнаны как национальная классика. Ярчайший пример — творчество А.С. Пушкина.
Несмотря на все грандиозные достижения культуры Золотого века, культурный раскол не был преодолен. Хрупкое равновесие в культуре нарушилось. Возобладали радикальные модернистские разрушительные идеи. Золотой век русской культуры завершился. Хотя впереди был еще Серебряный век, культурный созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать волну революционного нигилизма, не способного к творческому созиданию.
Начало XX в. - это Серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева — далеко не полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале XX в. Окончательно сформировалось появившееся еще во второй половине XIX в. течение русского космизма, приверженцами которого были многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности. Космос и человек, природа и человек неотделимы,
414
и надо изучать вместе будущее человека и будущее природы. Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И. Вернадского о ноосфере. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли. На каком-то этапе оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превратиться в ноосферу, т.е. сферу разума. В русском космизме Серебряного века складывались течения, альтернативные основным установкам западноевропейской науки и перспективные в настоящее время вследствие обострения глобальных проблем. Космизм альтернативен социоцентризму, отрывающему человека от природы, и восточному мировоззрению, обрекающему человека на пассивность.
Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие Октябрьской революции 1917 г. Возможно, сущностью качественных перемен стало бы славянское Возрождение, идея которого овладела некоторыми видными деятелями Серебряного века, а суть заключалась в религиозном усвоении античности. Культура Серебряного века подвергается некоторыми авторами небезосновательной критике за определенный отход от гуманистических ценностей, моральный релятивизм.
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8