Периодизация античной культуры
В истории греческой культуры выделяют несколько периодов. У ее истоков находятся Крит и Микены, чья культура еще не стала водоразделом между Древним Востоком и Западом. Более
354
того, характерная для этой эпохи (II тыс. до н.э.) «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: такая же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта; наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца, а пирамиду власти венчает царь-жрец; преобладание хтонической религиозности (религия земли и плодородия).
Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.)
Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.) - после крушения централизованных систем Крита и Микен - отмечена борьбой родовой знати - басилеев за славу и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспеваются Гомером в поэме «Илиада». Своеобразие гомеровской эпохи состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные, личностные нормы культуры. Поведение гомеровских героев резко индивидуализировано, регламентируется «героическим кодексом», согласно которому основная ценность — воинская доблесть (арете), слава, а им сопутствует
чествование — соответствующее положение в обществе и богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» - непосредственная осуждающая реакция народа на отступление поведения героя от нормы. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (агон) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.
Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.)
Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей - закон «номос» как безличную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется общество, в котором каждый полноправный гражданин - собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных, на первый план выдвигаются мирные добродетели (справедливость, рассудительность, благочестие), а необходимость общего блага обусловливает требование социального творчества всех граждан. Боги охраняют и поддерживают новый социальный и природный порядок (космос), в котором отношения регулируются принципами космической компенсации и меры и под-
355
лежат рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.
Эпоха классики (V в. до н.э.)
Эпоха классики (V в. до н.э.) - взлет греческого гения во всех областях культуры -искусстве, литературе, философии и науке. По инициативе Перикла в центре Афин, на акрополе был воздвигнут Парфенон - знаменитый храм в честь Афины-девственницы. В афинском театре ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом способствовали формированию представления о человеке как о самостоятельной (автаркичной) личности. Закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. В эпоху Перикла общественная жизнь служит саморазвитию человека. В то же время начинают осознаваться проблемы человеческого индивидуализма, перед греками открывается проблема бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель).
Эпоха эллинизма (IV в. до н.э.)
Эпоха эллинизма (IV в. до н.э.) - образцы греческой культуры распространяются на весь мир в результате завоевательных походов Александра Македонского. Но при этом античные полисы потеряли прежнюю самостоятельность. Фундаментальные ценности античной культуры преданы забвению. Эпоха эллинизма порождает подражателей и сосредоточивается на проблемах этики - как добиться личного спокойствия (атараксии -невозмутимости духа). Проблемы атараксии и личного спасения - последнее «прости», послание Древней Греции Европе.
Культурную эстафету принял Древний Рим. Историки - Тит Ливий, Корнелий Тацит, поэты - Вергилий, Гораций, Овидий, ораторы, среди которых самый известный - Цицерон, философы - Лукреций Кар, Луций Анней Сенека, Марк Аврелий - снискали себе славу в веках. Достижения Рима проявились во многих областях. Так, римляне первыми научились выбирать наиболее благоприятные места для закладки городов (месторасположение многих современных городов - Лондон, Париж, Лион, Кёльн, Милан и др. -выбрано римлянами). Именно римляне построили торговые и военные дороги по всей Европе,
356
Малой Азии и Северной Африке. Римлянам принадлежит множество нововведений в архитектуре и строительстве (арка, купол, базилика, использование цемента). До наших дней сохранились Пантеон в Риме, театры и амфитеатры в городах Южной Европы и Северной Африки. Латинский язык распространился в покоренных Римом землях, во многие языки вошли тысячи латинских слов и выражений. Западная христианская церковь
до сих пор сохраняет латынь. Римские идеалы правосудия и справедливости, зафиксированные в кодексе Юстиниана (528-534), привлекательны и сейчас. Но многие считают, что в гуманитарной области римляне не были оригинальными и во многом подражали грекам. Так, в живописи и скульптуре Рим прославился созданием копий греческих оригиналов.
Основные культурные достижения Рима относятся к эпохе империи, когда господствовал культ практицизма, государства, закона. Главными добродетелями были - политика, война, управление. Если в Греции в период расцвета человек — мера всех вещей, то в Риме человек - песчинка. Древний Рим сохранил и приумножил культурное наследие античного мира, неотъемлемой частью которого он стал, в немалой степени потому, что его фундаментом были провозглашенные Грецией ценности свободы, разума и справедливости. «Свободой Рим возрос, - писал М.Ю. Лермонтов, - но рабством побежден». В 476 г. Римская империя закончила свое существование.
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8