Знаки и символы в культуре
В рамках семиотического подхода (греч. semeiotike - учение о знаках) культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как системы знаков.
Знак
Знак - это чувственно воспринимаемый предмет (звук, изображение и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или
217
другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и много другого. Язык культуры - это совокупность всех знаковых способов вербальной (словесной) и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация. Еще немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал, что человек не может существовать, не выражая себя в таких великих формах социальной жизни, как язык, религия, искусство, политические институты. Для этого он создает символы: вербальные и религиозные, образы мифологические и художественные. Но выражая себя через символы, человек погружается в мир непостоянства значений. Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:
знаки-обозначения.
знаки-обозначения. Они являются, например, основанием естественного языка. Единица языка - слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
знаки-модели.
знаки-модели. Они также являются заместителями реально существующих объектов и действий. Так, в пределах мифологического культурного кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом - вторичной предметностью. В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;
символы
символы - такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но
выражают его смысл.
Понятия «знак» (sema) и «символ» (symbol) различались уже в древнегреческой
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
философии, начиная с Платона. Они были противопоставлены друг другу содержательно: знаки считались достоянием обыденной жизни и низкой подражательной поэзии, а символы выражали сакральные божественные истины. Наиболее отчетливо это противопоставление проводили неоплатоники, в частности Прокл1. Согласно Проклу, с помощью мифологичес-
1 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн. 2. М., 1994.
218
ких символов человеку передается божественный дух. И хотя божественным символам присущи ясность и прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной. Натурализм стал подвергаться осуждению за бессодержательную подражательность, а вершиной искусства стали признавать символическую поэзию, символы которой глубоки и многозначительны. Такой символизм, описанный Проклом, был воспринят в Византии и в западном христианстве. Так, в богословии различают профанную историю, события которой не имеют скрытого смысла, и сакральную историю, где одни события являются символами других событий. Символ как способ образного освоения мира, как иносказательный художественный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума» (Прокл). Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 1930-е гг. американским этнологом и языковедом Эдуардом Сепиром (1884-1939), который различал «конденсационные символы» и «референциальные символы». Если первые «значат гораздо больше, чем обозначают» и связаны с политическими или религиозными эмоциями, то вторые эмоционально нейтральны и логически обоснованы. Именно референциальные символы общеприняты, рациональны и образуют знаковые системы современной культуры.
Ю.М. Лотман понимал символ не только как знак некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла1. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Лотман проводит различие символа и аллегории, художественного образа, эмблемы, метафоры и других смежных ка-
1 См.: Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 21. Тарту, 1987.
219
тегорий. Таким образом, символ - это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно вербальным способом.
Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали тотемно-анимистические верования (например, в Центральной Австралии священные палки и камни обозначают души людей), представления о происхождении и устройстве Космоса (например, Мировое древо - символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной - Космическая гора) и т.д. Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку, по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник обозначал плодородие, треугольник вершиной вверх - мужское начало, вершиной вниз -женское; если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного - к богам. В Европе же этот знак известен как звезда Давида. Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
сил; квадрат символизировал материальный мир, составленный из четырех стихий; пятиугольная звезда (пентаграмма) становится знаком «адептов» и звездой магов; ноль -не что иное, как окружность, обрисовывающая пустоту, ничто; змея, кусающая свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной или вечности и т.д.1
В символах мифологического сознания закреплена жесткая связь, выражено тождество природного, предметного и знакового миров. Эта связь гарантировала неизменяемость и закрытость в самоорганизации дописьменных, традиционных культур: в поведении человека постоянно воспроизводился образец должного отношения и к природе, и к социуму.
1 См.: Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. М., 1995.
220
Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который конвенционально связывается с этим объектом. Поэтому так важно различать понятия «значение» и «смысл».
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8