§ 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
Культурология - наука о культуре. Базовый термин «культура» - латинского происхождения, восходит к латинскому cultura и находится в оппозиции к термину natura -природа.
Термин «культура» уже в римской античности приобрел переносное значение в отличие от прямого - возделывание, обработка, уход и cultor - возделыватель, землепашец и проч., т.е. земледелец. Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, общий контекст этой трансформации - человеческая ученость, образованность, для обозначения которых использовалось как базовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального воспитания (disciplina).
Поиск новых, отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов выдвигает на первый план дисциплины культурологического цикла. Это обусловлено следующими причинами.
1. История мировой культуры, рисуя образ единого человечества, возрождает интерес к гуманитарным ценностям. Череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных открытий, обычаев свободно компонуется вдоль хронологической оси без противопоставления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и отсталого, демонстрируя поразительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации.
9
Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее пока у нас классическое образование, без которого представить себе мировую, и в первую очередь европейскую, культурную традицию невозможно. Едва ли какой-либо другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологии как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусства сохранится до построения нормальной образовательной вертикали.
Изучение культурологии, теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации - в ограничении технократизма и сциентизма гуманистическим мировоззрением, ориентация на человека как самозначащую ценность и основание нового типа культуры.
Опыт показывает, что объединяющее начало мировой культуры нужно искать в богатых традициях гуманизма. Дух гуманитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования. Гуманитарная ученость распространяет идеологию единого человечества, поэтому культура является для нее своего рода абсолютом. Культура - не среди биологических, территориальных, производственных, социальных факторов, не в их совокупности, не над и не под ними. Она - ценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования. Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества;
всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, странности образов, символов и костюмов. Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в онтологическое пространство, отличное от природного и социального пространства. Массивный пласт гуманитарной аксиологии содержится в самом категориальном ядре науки о культуре, под-
10
тверждая мысль о том, что каждая культура несет в себе оттенок тайного образного мировидения, которое в явном виде никогда не включается в ход рассуждения. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия -«культура», но объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гуманистическое знание есть культивирование человека. Пожалуй, ни одна другая категория современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений. С помощью этого понятия самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного «мы». Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в художественно-эстетическом, научном, производственно-техническом, этико-политическом и других аспектах.
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX в. все более осознается потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой (культура) несводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, прослеживаются в работах американского ученого Л. Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но уже ясно, что культурология представляет собой область знания, переросшую «родительскую опеку» философии, хотя и взаимосвязанную с ней.
Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтологического» феномена. Существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
11
Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее
историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система
знаний о культуре.
Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру.
Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем.
Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры,
изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре
без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с
культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской
культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к
определенному региону или периоду времени.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную
научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места
культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, должен представить
историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым он введет своего
слушателя или читателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию
необходимого компонента цивилизованного общежития. Два фактора имеют здесь решающее
значение - интенсивный мировой духовный обмен и представление об общем культурном
наследии, единых истоках. Очевидно, что именно содержание образования, и в первую очередь
изучение истории культуры, способно «интериоризировать» эти факторы.
Поскольку основными источниками духовного единства европейской культуры, наиболее важной
для понимания современной культуры, являются античность и христианство, возникает
необходимость возрождения с учетом современных реалий той модели образования, которая выполняла бы интегративную функцию и основывалась на изучении греко-римской культурной традиции и христианского учения.
12
Для такой модели образования исключительно важно учитывать особенность названной традиции - личностный характер воспроизводства культурных ценностей. Личностно-образующий фактор стимулирует изучение жизни и деятельности конкретных выдающихся творцов культуры, в первую очередь - художественной, определяет базисную роль первоисточников для культурологической подготовки в духе европейского гуманизма. Для осознания приоритета общечеловеческих ценностей античность, многие века олицетворяющая эти ценности, должна «возвратиться» в нашу культуру, прежде всего по каналам образования.
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8