Общая реконструкция палеолита
Ранний палеолит
Ранний палеолит - царство физической антропологии, кое-как опирающейся на трудовую теорию и аналогии с приматами. Здесь нечего интерпретировать, образ не складывается, общаться не с кем, значит, культуры нет. Естественно-научное объяснение может завести человека сколь угодно глубоко во времени, так как не нуждается в образе. Оно воссоздает предметно-логический костяк всякого объекта, в том числе человеческого. Но гуманитарию этого мало, ему нужен образ.
Средний палеолит
Средний палеолит оставил нам углубления в камне, кусочки охры, медвежьи черепа на каменном пьедестале, странные могильники. Именно средний палеолит вызвал к жизни терато-
274
логию (науку о жизни в пещере). Эпоха бессловесная, предкультурная. Неандертальский миф позволяет понять многое в искусстве Нового времени, в символизме, декадансе, которые параллельно, а временами и совместно с психоанализом, этнологией, археологией разрабатывали культурные смыслы доисторической пещеры. Их влечение к смерти усиливалось «теориями дегенерации» и находками древних «вырожденцев».
Верхний палеолит
Верхний палеолит по франко-кантабрийскому району начался 35 тыс. лет назад и закончился 10 тыс. лет назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале XX в. открывателем пещерной живописи аббатом А. Брейлем, до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний), солютре (и прото-солютре), мадлен (наименования периодов-культур даны по названиям мест открытий). В результате изменений, внесенных с 1940-х гг., схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Оказалось, что ориньяк разделяется на две самостоятельные линии: собственно ориньяк и более древнюю культуру, получившую название перигордской. Довольно сжато и схематично ниже представлена последовательность позднепалеолитических культур, а также характер находок.
Перигорд (35-20 тыс. лет назад)
Перигорд (35-20 тыс. лет назад) непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Археологические находки: кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде отсутствуют изображения при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем - барельефы, изображения животных и человека.
Ориньяк (30-19 тыс. лет назад).
Ориньяк (30-19 тыс. лет назад). Находки: кремниевые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, многочисленные лампы-светильники, чашки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске; так называемая меандра — борозды, проведенные пальцами на
275
влажной пещерной глине. Из меандровых линий складываются контурные рисунки -сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Найдены маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Наскальные изображения человека редки, но обнаружено много знаков женского пола. Это один из первых в истории символов. Конец ориньяка характерен распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер.
Солютре (18-15 тыс. лет назад).
Солютре (18-15 тыс. лет назад). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Достигнута самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа использовались для копий, дротиков, а также служили ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не найдена.
Мадлен (15-10 тыс. лет назад).
Мадлен (15-10 тыс. лет назад). В условиях чрезвычайно сурового климата в результате нового наступления ледника мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шилья. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в так называемые микрополиты. Для этого периода характерен богатый символизм - круг, спираль, меандр, свастика. Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан.
Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 — изображения животных, на 512 — изображения человека, причем около 100 изображений человекообразных существ. В целом пещерная живопись реалистична, точнее -
276
натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животного. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве) или с пиктографией (как у детей).
«Физиопластическая» живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим появлением образу жизни мадленских охотников на северных оленей. Поразительное различие между мощным искусством приледниковой Европы и робкими художественными опытами позднепалеолитических обитателей Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, - пишет А. Брейль, - в том, что «у последних, собирателей съедобных улиток и ракушек, не было тех динамических впечатлений, которые необходимы для возникновения изобразительного искусства. Они предпочли жизнь банальную и легкую»1.
К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи - орнаменту.
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
- Культурология
- Электронное оглавление
- § 4. Морфология культуры 67
- § 1. Культурология как научная дисциплина Культурология и гуманитарное образование
- Предмет и задачи культурологии
- Культурантропология
- Принципы культурологической подготовки
- § 2. Историческое развитие представлений о культуре
- 23 Понимание культуры в эпоху Средневековья
- 26 Осмысление культуры в Новое время
- § 3. От философии культуры к культурологии Философия культуры конца XIX в.
- Неогегельянство.
- Классический позитивизм и культурология.
- Теория культуры и культурантропология
- Конституирование культурологии как науки
- Гл а в а 2. Онтология культуры
- § 1. Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания
- Феноменология
- Психоанализ
- Структурализм, постструктурализм, семиотика
- § 2. Сущность и основные функции культуры
- § 3. Основные понятия культурологии
- Человечества
- Общение и диалог в функционировании культуры
- Традиции и новации
- 116 Характеристика языков культуры
- Масскульт
- Исторические проявления
- Пути распространения и восприятия культуры
- § 4. Морфология культуры
- Духовная культура
- Материальная культура
- § 5. Статика и динамика культуры
- Культурный застой и кризис
- Пути выхода из кризиса
- Обновление человека
- § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры
- Современные подходы в типологии культуры
- Гл а в а 3. Культура и мир § 1. Культура и природа
- Взаимодействие культуры и природы
- § 2. Культура и общество
- Социальное бытие культуры
- § 3. Культура и личность
- Инкультурация
- Социализация
- 207 Инкультурация и социализация в истории
- § 4. Культурная картина мира
- Знаки и символы в культуре
- Смысл и значение в культуре
- Культурные коды
- § 5. Способы культурной идентификации
- Культурная идентификация как процесс
- § 6. Межкультурные коммуникации
- Национально-культурная специфика общения
- Формирование человека разумного
- § 2. Культуры верхнего палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Общая реконструкция палеолита
- Цивилизационное единство верхнего палеолита
- § 3. Культура мезолита и неолита
- Охотники и рыболовы неолита
- Земледельцы неолита
- 288 Магия и мифология неолитических земледельцев
- Гл а в а 5. Восток как тип культуры
- § 1. Типологическая целостность Востока
- § 2. Индия
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- Модернизация
- § 3. Китай
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- Мир повседневности
- Искусство
- 328 Модернизация
- § 4. Япония
- Социально-политическая структура
- Религиозно-мифологические представления
- 336 Мир повседневности
- 338 Искусство
- Модернизация
- Гл а в а 6. Запад как тип культуры § 1. Типологическая целостность Запада
- § 2. Историческое единство античной культуры
- Периодизация античной культуры
- Античный полис как феномен культуры
- § 3. Культура итальянского Возрождения
- § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
- 382 Современная культура
- Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав гражданина человека
- § 2. Специфика России в мировой культуре
- Специфика российской культуры
- Место России в мировой культуре
- § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
- 406 Российская культура XIII-XVII ев.
- Новая культура России
- Культура России XX в.
- Современности
- § 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира
- 422 Преодоление «власти языка»
- Новизна в постмодернизме
- § 2. Глобальные проблемы XX в. Виды глобальных кризисов
- Причины возникновения глобальных проблем
- Как решить глобальные проблемы?
- Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8