Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
Психологические особенности читательской деятельности.
Психология взаимодействия читателя и текста
Типологизация и диагностирование чтения.
Специфика изучения интересов пользователей в Интернете.
Основы библиотерапии. Применение в библиотеках.
Особенности чтения и восприятия в Интернет.
Специальные /специализированные/
методы чтения.
Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России.
Традиционные и инновационные формы обучения в среднем специальном учебном заведении
Формы контроля и оценки знаний учащихся.
Социальная работа библиотек как особый вид деятельности.
Традиции просветительства в библиотечной педагогике.
Педагогическое мастерство библиотекаря
и его значение.
14. Развитие креативных (творческих) способностей в профессиональном мастерстве библиотекаря.
15. Формирование и реализация педагогического мастерства.
16. Профессиональная компетентность библиотекаря.
17. Ценностные ориентации педагогического мастерства.
18. Речевая культура библиотекаря-педагога.
19. Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
20. Педагогическая культура библиотека
ЛИТЕРАТУРА
Психолого-педагогические основы библиотечно-информационной деятельности
1. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва: МГУКИ, 2010. – 200 с.
2. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека. – Москва: Пашков Дом, 2007. – 1003 с.
3. Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы: / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – №6.- С. 54-61.
4. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. – 2-е изд. / Н.А. Рубакин. – Москва: Книга, 1977. – 264 с.
5.Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. – Москва, 1990. – 720 с.
6. Чтение в дореволюционной России: сб. науч. тр. / сост. А.И. Рейтблат. – Москва, 1992. – 153 с.
7. Шапошников, А.Е. История читателя и чтения в России (IХ- ХХвв): учеб. пособие / А.Е. Шапошников. – Москва, 2001.–80 с.
Педагогическое мастерство
Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа / Г.А.Алтухова – Москва: Литера, 2008. – 224 с.
Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря /Г.А.Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с.
Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для вузов культуры /Г.А. Алтухова. – Изд.2-е, перераб. и доп. - Москва: Изд-во МГУКИ, Профиздат, 2000. - 112 с.
Ванеев, А.Н. Библиотечный дизайн: учебное пособие /А.Н. Ванеев. - Москва: Гардарики, 2004. - 288 с.
5.Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 208 с.
6. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В.П Леонов. – Москва: Наука, 2003. – 123 с.
7. Раввинский, Д.К. Библиотека и вызовы 21 века : дискуссии в зарубежном библиотековедении: монография / Д.К. Раввинский – Санкт-Петербург: РНБ, 2009. – 160 с.
Библиотека и социономия.
1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря / Г.А.Алтухова: Либерея. 2001. – 101 с.
2. Библиотека – открытый мир: путь к независимой жизни людей с ограничениями в жизнедеятельности: сборник статей по материалам конференции, состоявшейся в РГБС 15-17 ноября 2005 года. – Москва : РГБС, 2006. – 241 с.
Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Москва: ФАИР, 2007. – 560 с.
4.Коновалова, М.П. Инвалид-общество-библиотека: учеб.-метод. пособие / М.П. Коновалова. – Москва : Либерея, 2006. – 132 с.
5.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов / А.Е. Шапошников; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2002.– 200 с.
Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение Утвержден Министерством образования и науки РФ 28.06 2010г г. – №722.
2. Абрамов, К.И. История Московского государственного университета культуры и искусств (1930 – 1941гг.) / К.И. Абрамов. - Москва: МГУКИ, 2002. – 132с.
3.Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2009. – 172 с.
4.Дворкина, М.Я. Библиотечно – информационная деятельность / М.Я.Дворкина.- Москва: ФАИР, 2009.-256с.
5.Корнеева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. пособие /Л.В. Корнеева.- Москва: Владос-Пресс, 2006.- 157с.
6.Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России / ред. Р.Г. Абдулатипов.– Москва: МГУКИ, 2010. – 287с.
7.Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие/ под ред.С.Д. Резника.- Москва: ИНФРА-М, 2009.- 389с.
8.Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учеб.-метод. пособие/ под ред.А.А. Деркача.- Москва: РАГС, 2009.-386с.
Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: учеб. пособие / В.К. Степанов.- Москва: ФАИР, 2009. – 304с.
10.Столяров, Ю.Н. Эволюция библиотечного фондоведения [Текст] / Ю.Н. Столяров. – Москва: ФАИР, 2007.- 688с.
11. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – Москва: Высш. образование,2006.-431с.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание пояснительная записка
- Библиотековедение
- Тема 1. Библиотековдение как наука: сущность, функции и структура современного библиотековедения
- Тема 2. Библиотека как социальный институт
- Тема 3. Типология библиотек как общетеоретическая проблема.
- Библиотечное обслуживание
- Тема 4. Концепция библиотечного обслуживания в информационном обществе.
- Тема 5. Общая характеристика развития и современного состояния изучения чтения.
- Тема 6. Традиционные и инновационные формы обслуживания пользователей в библиотеке.
- Библиотечный менеджмент
- Тема 7. Библиотечный менеджмент: концепция, принципы, функции, ключевые понятия
- Тема 8. Управление библиотечным делом Российской Федерации как социально-культурной системой
- Тема 9. Источники правового регулирования библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации
- Тема 10. Понятие и сущность библиотечного маркетинга
- Тема 11. Управление персоналом библиотеки: современные подходы
- Библиотечный фонд
- Тема 12. Теория формирования библиотечного фонда.
- Тема 13. Технология формирования библиотечного фонда.
- Общее библиографоведение Основы теории библиографии
- Тема 14. Система документальных коммуникаций как среда функционирования
- Тема 15. Библиографическая информация как исходное понятие библиографоведения.
- Тема 16. Библиографическая деятельность: структура, задачи, принципы
- Тема 17. Аспи: сущность, назначение. Общая характеристика составляющих процессов.
- Тема 18. Автоматизация аспи. Формат марк, его варианты. Национальный формат.
- Тема 19. Библиографическая запись: определение, назначение, характеристика составляющих элементов.
- Тема 20. Индексирование документов: систематизация, предметизация, координатное индексирование.
- Тема 21. Библиографоведение как научная дисциплина.
- Тема 27. Потребители отраслевой библиографической информации.
- Тема 28. Библиографическое обеспечение отрасли.
- Тема 29. Отраслевой документальный поток как объект библиографической деятельности.
- Тема 30. Система библиографических пособий: классификация.
- Документоведение
- Тема 31. Классификация документов.
- Тема 32. Структура книги.
- Информатика
- Тема 33. Информация и ее свойства.
- Тема 34. Классификация информационных систем.
- Информационные технологии
- Тема 35. Информационные продукты и услуги.
- Тема 36. Информационная технологическая система
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Междисциплинарному экзамену
- По специальности
- «Библиотечно-информационная деятельность»
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Междисциплинарному экзамену
- По специальности
- «Библиотечно-информационная деятельность»
- Квалификация «библиотекарь – библиограф, преподаватель»
- Тема 1. Психологические основы читательской деятельности.
- Тема 2. Психология взаимодействия читателя и текста.
- Тема 3. Типологизация и диагностирование чтения
- Тема 4. Специфика изучения интересов пользователей в Интернете.
- Тема 5. Основы библиотерапии. Применение в библиотеках.
- Тема 6. Особенности чтения и восприятия в Интернет.
- Тема 7. Специальные /специализированные/ методы чтения
- Тема 8. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России.
- Тема 9. Традиционные и инновационные формы обучения в среднем специальном учебном заведении
- Тема 10. Формы контроля и оценки знаний учащихся.
- Тема 11. Социальная работа библиотек как особый вид деятельности.
- Тема 12. Традиции просветительства в библиотечной педагогике.
- Тема 13. Педагогическое мастерство библиотекаря и его значение.
- Тема 14. Развитие креативных (творческих) способностей в профессиональном мастерстве библиотекаря.
- Тема 15. Формирование и реализация педагогического мастерства.
- Тема 16 Профессиональная компетентность библиотекаря
- Тема 17. Ценностные ориентации педагогического мастерства.
- Тема 18. Речевая культура библиотекаря-педагога.
- Тема 19. Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
- Тема 20. Педагогическая культура библиотекаря.
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Тема 1. Государственная библиотечная политика: характеристика, приоритеты, роль в отраслевом управлении
- Тема 2. Система управления библиотечным делом Российской Федерации: задачи, принципы, уровни и органы управления
- Тема 3. Правовое регламентирование библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации: регулируемые правоотношения, источники права
- Тема 4. Внутренняя нормативная документация как правовой алгоритм деятельности библиотеки: система, критерии формирования
- Тема 5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: объект, предмет, принципы, функции, методы
- Тема 6. Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью: сущность, концепция, этапы.
- Тема 7.Планирование как функция управления библиотекой
- Тема 8. Контроль как необходимый компонент управления библиотекой
- Тема 9. Библиотечный коллектив как объект управления
- Тема 10. Современные подходы к управлению персоналом библиотеки: кадровое планирование и профессиональная мотивация
- Тема 11. Руководитель в системе управления библиотекой: профессиональные и личностные качества, стили руководства
- Тема 12. Библиотечная статистика: предмет, задачи, методы
- Тема 13. Ресурсное обеспечение функционирования библиотеки: особенности, источники
- Тема 14. Фандрейзинг в практике библиотеки: определение, значение, направления, формы
- Тема 15. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности в системе управления библиотекой, маркетинговый комплекс библиотеки
- Тема 16. Маркетинговая среда библиотеки: понятие, характеристика внутренней и внешней среды функционирования библиотеки
- Тема 17. Маркетинговые коммуникации в библиотечно-информационной деятельности: характеристика, значение, средства
- Тема 18. Реклама в библиотеке: функции, виды, средства, особенности
- Тема 19. Методическое сопровождение библиотечной работы: функции, формы, перспективные тенденции
- Тема 20. Инновации в библиотеке: сущность, характеристика, внедрение
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Квалификация «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Тема 1. История появления компьютеров и этапы их развития. Компьютеры в библиотеке: цели, задачи, преимущества. Отечественный опыт внедрения компьютеров в библиотеки.
- Тема 2. Основные области применения компьютеров в современной библиотеке.
- Тема 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам с помощью Интернет. Отечественные библиотечные сайты в Интернет.
- Тема 4. Оптические диски cd–rom и системы “cd–rom Networking” в библиотеках.
- Тема 5. Системы штрихового кодирования и особенности их применения в библиотеках.
- Тема 6. Системы защиты фонда: проблемы внедрения в библиотеках.
- Тема 7. Электронные библиотеки (эб) как этап развития информационных технологий.
- Тема 8. Электронные ресурсы – определения, типология и характеристики.
- Тема 9. Электронные ресурсы – типология и технические характеристики носителей информации.
- Тема 10. Электронные ресурсы – каталоги, базы данных, электронные книги.
- Тема 11. Суть авторского права, основные положения, общие черты законодательства, различие печатных и электронных документов, необходимость внесения поправок.
- Тема 12. Системы управления правами на электронные документы (упэд), технические средства защиты.
- Тема 13. Автоматизированная библиотечно-информационная система: основные понятия.
- Тема 14. Укрупнённое организационно-функциональное и формальное представление библиотеки.
- Тема 15. Основные подсистемы абис и их взаимодействие внутри системы и с внешней средой .
- Тема 16. Концептуальное проектирование и разработка программ автоматизации.
- Тема 17. Корпоративные библиотечно-информационные системы и сети. Примеры российских библиотечных корпораций и ассоциаций.
- Тема 18. Законодательный уровень обеспечения информационной безопасности.
- Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения.
- Тема 20. Классификационные языки.
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Тема 1. Информационные ресурсы общества: определение понятия, особенности и свойства. Состав информационных ресурсов.
- Тема 2. Проблемы дифференциации и типизация информационных ресурсов.
- Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой информации и их информационных потребностей.
- Тема 4. Документальные информационные ресурсы: определение понятия и общая характеристика.
- Тема 5. Типологическая структура документальных информационных ресурсов по различным областям знания и практической деятельности.
- Тема 6. Библиографические информационные ресурсы: определение понятия, структура и специфика.
- Тема 7. Фактографические информационные ресурсы как источник информационного поиска.
- Тема 8. Мировые информационные ресурсы: основные тенденции развития.
- Тема 9. Информационные ресурсы Российской Федерации: состав и принципы классификации.
- Тема 10. Характеристика информационных ресурсов рф (на примере одной информационной системы).
- Тема 11. Особенности рынка информационно-аналитических продуктов и услуг в России: факторы и основные тенденции развития.
- Тема 12. Информационно-аналитические продукты: характеристика, виды и классификация.
- Тема 13. Характеристика информационно-аналитических услуг в
- Тема 14. Отраслевые библиографические продукты и услуги на информационном рынке России.
- Тема 15. Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг в системе информационного маркетинга.
- Тема 16. Реклама и pr как инструмент маркетинга отраслевых библиографических продуктов и услуг.
- Тема 17. Информационно-аналитическая деятельность в библиотеках и информационных службах.
- Тема 18. Основные закономерности формирования информационной аналитики как самостоятельной отрасли профессиональной деятельности.
- Тема 19. Информационно-аналитические службы в информационной инфраструктуре российского общества.
- Тема 20. Информационно-аналитические технологии: состояние, проблемы, перспективы.
- Вопросы к государственным экзаменам по квалификации «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
- Примеры библиографических записей, содержащих библиографическое описание и заголовок
- Образцы оформления титульного листа и оглавления дипломной работы