Тема 13. Технология формирования библиотечного фонда.
Понятия «модель библиотечного фонда» и «моделирование библиотечного фонда». Модель как реальный или идеальный образ библиотечного фонда. Основные этапы моделирования.
Основные типы моделей, используемых в библиотечной практике. Описательная модель библиотечного фонда. Библиографическое моделирование: понятие, назначение. Математические модели.
Тематико-типологическая (структурная) модель.
Понятие «комплектование библиотечного фонда». Комплектование как двусторонний процесс. Соотношение понятий «первичный отбор» и «вторичный отбор». Критерии отбора. Последовательность этапов комплектования. Виды комплектования: текущее, ретроспективное, рекомплектование.
Информационная обеспеченность комплектования. Основные источники пополнения фонда библиотеки: книжные магазины, библиотечные коллекторы, система обязательного экземпляра, посреднические организации, подписные агентства, документообмен.
Интернет-технологии в комплектовании фондов библиотек
Учет библиотечного фонда: понятие, функции, требования. Унификация единиц учета. Виды учета: суммарный и индивидуальный. Регистрационный учет периодических изданий. Автоматизация учета библиотечного фонда.
Понятие «размещение библиотечного фонда». Задачи размещения. Требования к размещению библиотечного фонда. Особенности размещения фондов при открытом доступе. Размещение фонда в магазинном фондохранилище.
Расстановка библиотечного фонда, ее значение и задачи. Классы расстановок. Семантические расстановки, их характеристика. Формальные расстановки, особенности их применения. Смешанные расстановки.
Сохранность библиотечных фондов как государственная проблема.
Социальный фактор сохранности библиотечного фонда. Технологический фактор сохранности библиотечного фонда: световой режим, температурно-влажностный режим, воздухообмен. Экологический фактор. Биологический фактор сохранности документов.
Консервация документов. Стабилизация документа и методы ее достижения. Реставрация документов.
Защита библиотечного фонда. Противопожарные меры. Защита фонда от других экстремальных природных и техногенных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб. –метод. пособие: в 2 ч./ К.И. Абрамов. – Москва: Либерея, 2000-2001.
Ч.1. – 2000. – 175 с.
Ч.2. – 2001. – 159с.
Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Г.А Алтухова.- 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Либерея, 2001. – 101 с.
Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры библиотекаря: учеб. пособие / Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с.
Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России / А.Б.Антопольский. – Москва: Либерея,2004. – 423с.
Багрова, И.Ю. Национальная библиотека и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце ХХ – начале ХХI в. / И.Ю. Багрова. – Москва: Пашков дом, 2004. – 498с.
Барсукова, С.А. ЦБС как оптимальная организационная форма реализации библиотечных программ / С.А. Барсукова, М.В. Белоколенко // Библиотековедение. – 2007. – №5. – С.34-39.
Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва:МГУКИ,2010. – 200с.
Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва Пашков дом, 2007. – 1300 с.
Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / под. ред. А.Я. Айзенберга. – Москва, 1996. – 200 с.
Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца ХХ века: учеб. пособ. / А.Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 248с.
Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев. – Санкт-Перербург: Профессия,2006. – 340с.
Голубева, Н.П. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч.-метод. пособие / Н.П. Голубева. – Москва: Литера, 2008. – 168с.
Гусева, Е.Н. Типология библиотек: науч.-метод. пособие / Е.Н. Гусева. – Москва: Либерея, 2007. – 152с.
Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность / М.Я. Дворкина. – Москва: ФАИР, 2009. – 256 с.
Дворкина, М.Я. И вновь об объекте и предмете библиотековедения / М.Я. Дворкина // Библиотековедение. – 2005.- №4.- С. 36-40.
Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. –Москва: МГУК, 1996-1997.
Ч.1: Теоретические основы библиотековедения / В.В. Скворцов. – 1996. – 88 с.
Ч.2: Общая теория библиотечного дела / Н.С. Карташов. – 1997. – 150 с.
Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 318с.
Клюев, В.К. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учеб. пособие / В.К.Клюев., М-во культуры РФ; МГУКИ. – Москва, 2003. – 140 с.
Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: сб. избр. работ/ В.К.Клюев. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 384 с.
Клюев, В.К. Правовое регулирование и стимулирование труда персонала библиотеки: науч.-практ. пособие / В.К. Клюев, Н.П. Аббакумова. – Москва, 2007. – 156с.
Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособ. / В.С. Крейденко. – Москва: РБША, 2007. – 352с.
Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю.П. Мелентьева. – Москва, 1999. – 160 с.
Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П.Мелентьева. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 256 с.
Мелентьева, Ю.П. Объект современного библиотековедения / Ю.П. Мелентьева // Библиотековедение. – 2004. – №6. – С. 26-31.
Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт / Р.С. Мотульский. – Минск, 2002.- 374 с.
Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие / Р.С. Мотульский.- Москва: Либерея, 2004.-223с.
Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации : учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2006. – 224с.
Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.
Полтавская, Е.Н. Объект и предмет библиотековедения: анализ проблемы в начале ХХI в. / Е.Н. Полтавская // Научные и технические библиотеки. – 2007. – №1. – С. 75-91.
Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – № 6. – С. 54-61.
Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги: сборник – Москва: ФАИР – ПРЕСС: Пашков дом, 2003. – 432 с.
Соколов, А.В. Объект и предмет библиотековедения: что, как? / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С.19-23.
Справочник библиотекаря / ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 496 с.
Столяров, Ю.Н. Эволюция блиотечного фондаведения / Ю.Н. Столяров.- Москва: ФАИР, 2007. – 688 с.
Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – Москва: Либерея, 2005. – 144 с.
Суслова, И.М. Стратегическое управление библиотекой. – Москва: МЦБС, 2008. – 254 с.
Суслова, И.М. Библиотечно-информационный менеджмент: учебник / И.М.Суслова, В.К. Клюев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 620с.
Шапошников, А.Е. История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.) учеб.-справ. пособие для библиотек всех систем и ведомств / А.Е. Шапошников. – Москва,2001. – 80 с.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Содержание пояснительная записка
- Библиотековедение
- Тема 1. Библиотековдение как наука: сущность, функции и структура современного библиотековедения
- Тема 2. Библиотека как социальный институт
- Тема 3. Типология библиотек как общетеоретическая проблема.
- Библиотечное обслуживание
- Тема 4. Концепция библиотечного обслуживания в информационном обществе.
- Тема 5. Общая характеристика развития и современного состояния изучения чтения.
- Тема 6. Традиционные и инновационные формы обслуживания пользователей в библиотеке.
- Библиотечный менеджмент
- Тема 7. Библиотечный менеджмент: концепция, принципы, функции, ключевые понятия
- Тема 8. Управление библиотечным делом Российской Федерации как социально-культурной системой
- Тема 9. Источники правового регулирования библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации
- Тема 10. Понятие и сущность библиотечного маркетинга
- Тема 11. Управление персоналом библиотеки: современные подходы
- Библиотечный фонд
- Тема 12. Теория формирования библиотечного фонда.
- Тема 13. Технология формирования библиотечного фонда.
- Общее библиографоведение Основы теории библиографии
- Тема 14. Система документальных коммуникаций как среда функционирования
- Тема 15. Библиографическая информация как исходное понятие библиографоведения.
- Тема 16. Библиографическая деятельность: структура, задачи, принципы
- Тема 17. Аспи: сущность, назначение. Общая характеристика составляющих процессов.
- Тема 18. Автоматизация аспи. Формат марк, его варианты. Национальный формат.
- Тема 19. Библиографическая запись: определение, назначение, характеристика составляющих элементов.
- Тема 20. Индексирование документов: систематизация, предметизация, координатное индексирование.
- Тема 21. Библиографоведение как научная дисциплина.
- Тема 27. Потребители отраслевой библиографической информации.
- Тема 28. Библиографическое обеспечение отрасли.
- Тема 29. Отраслевой документальный поток как объект библиографической деятельности.
- Тема 30. Система библиографических пособий: классификация.
- Документоведение
- Тема 31. Классификация документов.
- Тема 32. Структура книги.
- Информатика
- Тема 33. Информация и ее свойства.
- Тема 34. Классификация информационных систем.
- Информационные технологии
- Тема 35. Информационные продукты и услуги.
- Тема 36. Информационная технологическая система
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Междисциплинарному экзамену
- По специальности
- «Библиотечно-информационная деятельность»
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Общие вопросы к государственному итоговому
- Междисциплинарному экзамену
- По специальности
- «Библиотечно-информационная деятельность»
- Квалификация «библиотекарь – библиограф, преподаватель»
- Тема 1. Психологические основы читательской деятельности.
- Тема 2. Психология взаимодействия читателя и текста.
- Тема 3. Типологизация и диагностирование чтения
- Тема 4. Специфика изучения интересов пользователей в Интернете.
- Тема 5. Основы библиотерапии. Применение в библиотеках.
- Тема 6. Особенности чтения и восприятия в Интернет.
- Тема 7. Специальные /специализированные/ методы чтения
- Тема 8. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России.
- Тема 9. Традиционные и инновационные формы обучения в среднем специальном учебном заведении
- Тема 10. Формы контроля и оценки знаний учащихся.
- Тема 11. Социальная работа библиотек как особый вид деятельности.
- Тема 12. Традиции просветительства в библиотечной педагогике.
- Тема 13. Педагогическое мастерство библиотекаря и его значение.
- Тема 14. Развитие креативных (творческих) способностей в профессиональном мастерстве библиотекаря.
- Тема 15. Формирование и реализация педагогического мастерства.
- Тема 16 Профессиональная компетентность библиотекаря
- Тема 17. Ценностные ориентации педагогического мастерства.
- Тема 18. Речевая культура библиотекаря-педагога.
- Тема 19. Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
- Тема 20. Педагогическая культура библиотекаря.
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Тема 1. Государственная библиотечная политика: характеристика, приоритеты, роль в отраслевом управлении
- Тема 2. Система управления библиотечным делом Российской Федерации: задачи, принципы, уровни и органы управления
- Тема 3. Правовое регламентирование библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации: регулируемые правоотношения, источники права
- Тема 4. Внутренняя нормативная документация как правовой алгоритм деятельности библиотеки: система, критерии формирования
- Тема 5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: объект, предмет, принципы, функции, методы
- Тема 6. Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью: сущность, концепция, этапы.
- Тема 7.Планирование как функция управления библиотекой
- Тема 8. Контроль как необходимый компонент управления библиотекой
- Тема 9. Библиотечный коллектив как объект управления
- Тема 10. Современные подходы к управлению персоналом библиотеки: кадровое планирование и профессиональная мотивация
- Тема 11. Руководитель в системе управления библиотекой: профессиональные и личностные качества, стили руководства
- Тема 12. Библиотечная статистика: предмет, задачи, методы
- Тема 13. Ресурсное обеспечение функционирования библиотеки: особенности, источники
- Тема 14. Фандрейзинг в практике библиотеки: определение, значение, направления, формы
- Тема 15. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности в системе управления библиотекой, маркетинговый комплекс библиотеки
- Тема 16. Маркетинговая среда библиотеки: понятие, характеристика внутренней и внешней среды функционирования библиотеки
- Тема 17. Маркетинговые коммуникации в библиотечно-информационной деятельности: характеристика, значение, средства
- Тема 18. Реклама в библиотеке: функции, виды, средства, особенности
- Тема 19. Методическое сопровождение библиотечной работы: функции, формы, перспективные тенденции
- Тема 20. Инновации в библиотеке: сущность, характеристика, внедрение
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Квалификация «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Тема 1. История появления компьютеров и этапы их развития. Компьютеры в библиотеке: цели, задачи, преимущества. Отечественный опыт внедрения компьютеров в библиотеки.
- Тема 2. Основные области применения компьютеров в современной библиотеке.
- Тема 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам с помощью Интернет. Отечественные библиотечные сайты в Интернет.
- Тема 4. Оптические диски cd–rom и системы “cd–rom Networking” в библиотеках.
- Тема 5. Системы штрихового кодирования и особенности их применения в библиотеках.
- Тема 6. Системы защиты фонда: проблемы внедрения в библиотеках.
- Тема 7. Электронные библиотеки (эб) как этап развития информационных технологий.
- Тема 8. Электронные ресурсы – определения, типология и характеристики.
- Тема 9. Электронные ресурсы – типология и технические характеристики носителей информации.
- Тема 10. Электронные ресурсы – каталоги, базы данных, электронные книги.
- Тема 11. Суть авторского права, основные положения, общие черты законодательства, различие печатных и электронных документов, необходимость внесения поправок.
- Тема 12. Системы управления правами на электронные документы (упэд), технические средства защиты.
- Тема 13. Автоматизированная библиотечно-информационная система: основные понятия.
- Тема 14. Укрупнённое организационно-функциональное и формальное представление библиотеки.
- Тема 15. Основные подсистемы абис и их взаимодействие внутри системы и с внешней средой .
- Тема 16. Концептуальное проектирование и разработка программ автоматизации.
- Тема 17. Корпоративные библиотечно-информационные системы и сети. Примеры российских библиотечных корпораций и ассоциаций.
- Тема 18. Законодательный уровень обеспечения информационной безопасности.
- Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения.
- Тема 20. Классификационные языки.
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Тема 1. Информационные ресурсы общества: определение понятия, особенности и свойства. Состав информационных ресурсов.
- Тема 2. Проблемы дифференциации и типизация информационных ресурсов.
- Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой информации и их информационных потребностей.
- Тема 4. Документальные информационные ресурсы: определение понятия и общая характеристика.
- Тема 5. Типологическая структура документальных информационных ресурсов по различным областям знания и практической деятельности.
- Тема 6. Библиографические информационные ресурсы: определение понятия, структура и специфика.
- Тема 7. Фактографические информационные ресурсы как источник информационного поиска.
- Тема 8. Мировые информационные ресурсы: основные тенденции развития.
- Тема 9. Информационные ресурсы Российской Федерации: состав и принципы классификации.
- Тема 10. Характеристика информационных ресурсов рф (на примере одной информационной системы).
- Тема 11. Особенности рынка информационно-аналитических продуктов и услуг в России: факторы и основные тенденции развития.
- Тема 12. Информационно-аналитические продукты: характеристика, виды и классификация.
- Тема 13. Характеристика информационно-аналитических услуг в
- Тема 14. Отраслевые библиографические продукты и услуги на информационном рынке России.
- Тема 15. Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг в системе информационного маркетинга.
- Тема 16. Реклама и pr как инструмент маркетинга отраслевых библиографических продуктов и услуг.
- Тема 17. Информационно-аналитическая деятельность в библиотеках и информационных службах.
- Тема 18. Основные закономерности формирования информационной аналитики как самостоятельной отрасли профессиональной деятельности.
- Тема 19. Информационно-аналитические службы в информационной инфраструктуре российского общества.
- Тема 20. Информационно-аналитические технологии: состояние, проблемы, перспективы.
- Вопросы к государственным экзаменам по квалификации «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
- Примеры библиографических записей, содержащих библиографическое описание и заголовок
- Образцы оформления титульного листа и оглавления дипломной работы